Семь футов под килем!
[b]На фоне буквально взорвавших страну дискуссий о соотношении богатства и бедности президент приказывает ускорить формирование судостроительного холдинга! Казалось бы, какая здесь связь? Прямой нет. Но косвенная весьма существенна.[/b]Россия традиционно считается потенциально богатой страной с преимущественно бедным населением. Для тех, кто забыл, напомним, что стратегической целью нашего экономического развития остается выход на цифры внутреннего валового продукта Португалии, беднейшей страны «старой» Европы с населением, которое раз в десять меньше. И классический призыв «отнять и поделить» тут не поможет. На всех все равно не хватит. Разделите трехсотмиллиардный золотовалютный запас на население страны – выйдет по две с небольшим тысячи долларов на нос. Особо не разгуляешься. А потом что? Выход один – не делить, а производить. Искать источники пополнения казны, пружины внутреннего роста. Собственно и примерные пути такого роста намечены президентом – превращение страны в энергетическую супердержаву и постепенный отказ от чисто сырьевого экспорта, в структуре которого должны преобладать продукты переработки, включая и высокотехнологические.И вот тут-то и возникает проблема современного многопрофильного флота как гражданского, так и военного. Наши нефте-газовые разработки все решительнее смещаются на север, на шельф полярных морей.А для их освоения нужна новая техника, в том числе платформы и многопрофильные суда, обеспечивающие бесперебойность всего технологического цикла в непростых природных условиях. Настало время отказаться от ставки исключительно на газо- и нефтепроводы, создающие транзитные проблемы.Стране нужны танкеры с отвечающими всем экологическим требованиям двойными корпусами и танкеры, способные перевозить сжиженный газ на большие расстояния. Нужна техника для прокладки продуктопроводов по морскому дну. А заодно – новая линия корветов для охраны нашей газовой логистики. А может быть, и спорных участков шельфа.В советские времена флот был одним из трех источников наполнения бюджета наряду с нефтяной и лесной промышленностью. Союз много зарабатывал на каботаже, добыче рыбы.Наш вымпел гордо реял по всему мировому океану, утверждая авторитет страны. Вот потому-то флот снова на государственной повестке дня.Новый холдинг объединит все верфи с хотя бы минимальным государственным участием. А это позволит действительно перейти к стратегическому планированию, в том числе и в сфере научно-технических разработок. Заказы на современные суда перестанут уходить из страны, верфи будут обеспечены работой на годы вперед. А значит, судостроение может стать не просто базой для многих технологических прорывов, но и, как часто бывает, локомотивом для десятков смежных отраслей промышленности. Естественно, что направление, получившее такой мощный импульс, усилит свои позиции и на мировых рынках.В результате и судостроение начнет по-настоящему зарабатывать, и перспективные сферы экономики, включая и добывающие, смогут выйти при поддержке современного флота на технически новый уровень своей эффективности.Пусть такой холдинг и не решит большинства проблем страны, но он станет еще одной ступенькой выхода из нынешних экономических трудностей, воспроизводящих бедность. Ведь сами по себе дискуссии ничего не решают.