Шантаж по-честному
[b]Придумав проект «Легендарные спектакли ХХ века», «Золотая маска» задала и себе, и своим участникам очень высокую планку. Вот уже третий фестиваль открывается спектаклем, который прошел проверку временем и пространством. Как и «Братья и сестры» с «Бесами» Льва Додина, которые привозили в прошлом и позапрошлом году, так и «Карьера Артуро Уи» Хайнера Мюллера живут уже не одно десятилетие и вызывают овации в разных странах.[/b]«Карьера Артуро Уи» – последний спектакль современного немецкого классика Хайнера Мюллера, драматурга и режиссера, непосредственного ученика Бертольта Брехта и руководителя знаменитого «Берлинер ансамбля». Спектакль-завещание, спектакль-прощание и спектакль-предсказание. Брехт писал пьесу в марте-апреле 1941 года, когда германский фашизм цвел махровым цветом и справлял победу за победой. Брехт пародировал великих литературных злодеев – шекспировских Ричардов, Макбета, чтобы создать памфлет на возвеличенное ничтожество Адольфа Гитлера. В персонажах пьесы можно разглядеть и черты Геринга, Геббельса, Рэма и других главарей фашистского режима. Но сказать, чтобы на Гитлере закончились истерики и трусы, которые вознеслись на вершины власти, сказать, что методы «честного» шантажа в бизнесе сегодня не работают, увы, невозможно. А значит, «Карьера Артура Уи» не теряет своей актуальности.Однако есть нечто подороже этой актуальности. Набитый под завязку зал Театра им. Моссовета, где гастролировали немцы, зашелся от восторга и устроил стоячие овации победительному мастерству берлинской труппы и, главное, потрясающему Мартину Вуттке. Говоря о нем сегодня, принято вспоминать, что за последние годы он переиграл много русской классики – «Униженные и оскорбленные», «Бесы», «Идиот», Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание» (вот бы посмотреть его в «достоевской» роли). Так что и для него приезд на «Золотую маску», надо думать, был нечто большим, чем обычная гастроль (трудно сказать, где только этот спектакль не побывал за свои 12 лет). «Энергию я беру у зрительного зала», – обычно говорит Вуттке. Надо полагать, что в Москве в одном отдельно взятом зале произошел невиданный взаимообмен энергией – просто солнечный взрыв какой-то. С годами «Артуро» только настоялся, как хорошее вино.Вуттке играет так, что следить верхним краем глаза за бегущей строкой перевода даже както совестно – не упустить бы ни секунды из его игры. Жалкий шелудивый пес, вселенский шариков, каким появляется его Артуро, постепенно распрямляется и учится быть человеком. Точнее, перенимать человечьи повадки. Вуттке блистательно играет Ничтожество (именно так, с большой буквы, ибо это абсолютное ничтожество), обуреваемое манией величия. Часто, по-собачьи, с прямо-таки цирковой выносливостью дышит с высунутым языком. Берет уроки актерского мастерства, доводя публику до колик возникающим «окультуренным» существом в духе Гофмана, с походкой с носка и щепотью на причинном месте. Мучительно борется с собственными руками, все время забывая, как ему посоветовали их держать во время речи, – его прямо-таки «заедает» на этих руках. А поборов, взрывается заполошной речью, которая летит со скоростью трассирующих пуль и взрывается петардами отдельных слов. «Насилуя» жену своей жертвы, вдруг с изумлением обнаруживает у себя отсутствие, скажем так, самой важной в этом процессе детали – но смущается недолго. Провоцирует публику – а не вскинет ли кто руку в фашистском приветствии, и, не дождавшись, шлет воздушный поцелуй. Не расслабляетесь, люди, этот крошка Цахес с наполеоновскими амбициями, воспаленной гордостью и горкой трупов, по которым он взобрался поближе к солнцу, будет вновь и вновь приходить к вам.«Играя злого, ищи, где он добрый», – гласит расхожая мудрость, на которой держатся шедевры русского актерства. «Играя злого, ищи, где он смешной», – доказывает Мартин Вуттке. Побеждай смехом страх, а виртуозностью – бездарность. Хотя бы в одном, отдельно взятом зале.