Под фискальным «колпаком»
[b]Похоже, в России начнут отслеживать любые крупные покупки и денежные операции.[/b]Как заявил на недавней межбанковской конференции руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков, его ведомство «настаивает на принятии уже в этом году закона о том, чтобы вся информация по обналичиванию более 600 тыс. рублей поступала ФСФМ». Как пояснил В. Зубков, в настоящее время контролю подлежат операции с наличными средствами на сумму более 600 тыс. рублей, но осуществляемые на определенных условиях. Он считает, что настало время контролировать все операции с наличными на сумму более 600 тыс. рублей.По данным экспертов ФСФМ и Минфина России, есть тенденция роста количества крупных сделок и приобретений в стране, да и небезызвестная ФАТФ более активно «мониторит» финансовые потоки в России и через Россию. В этой связи, по мнению В. Зубкова, нужно не только эффективно контролировать все сделки стоимостью свыше 600 тысяч рублей, но предоставить банкам право отказа от проведения операций и даже от договорных отношений с сомнительными, нежелательными клиентами.А одновременно – повысить ответственность самих банков за их клиентуру. «Я полагаю, эти решения будут приняты», – отметил руководитель ФСФМ. По его словам, эти законопроекты уже дорабатываются межведомственной комиссией по предотвращению отмывания преступных доходов и подготовлены для внесения в правительство РФ.Минфин, Минэкономразвития и торговли, ФНС, некоторые другие ведомства участвуют в работе этой комиссии, но их представители от официальных комментариев пока воздерживаются. По их словам, еще неясно, как отреагирует правительство на предложенные законопроекты, когда введут и каким, собственно, будет контроль за операциями на сумму более 600 тысяч рублей.Впрочем, налоговые, другие финансовые службы вместе с правоохранительными органами вполне могут обеспечивать должный контроль за финансовыми потоками, что называется, на всех уровнях. По данным руководителя Департамента экономической безопасности ГУВД Москвы Петра Васильева, службой налоговых преступлений в 2006 году было выявлено 3435 финансовых нарушений. В результате же проверок столичных налогоплательщиков сумма выявленного материального ущерба, причем только по возбужденным уголовным делам, превысила за прошлый год 13,2 миллиарда рублей, из них в в бюджет города возвращено почти 6,3 млрд рублей.Как считает Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии Могсгордумы, требуется более жесткий, постоянный и обязательно межведомственный контроль прежде всего за хищениями и нецелевым использованием бюджетных средств. Ибо эти деньги зачастую «уводятся» в зарубежные офшоры или идут на покупки «сверхроскошных» аксессуаров – от недвижимости и «гиперпрестижных» иномарок до драгоценностей и островов. По его словам, столичная казна из таких нарушений недосчитывается, мягко говоря, немалых денег, из-за чего зажерживается и даже срывается реализация многих целевых программа в столице – федеральных и непосредственно московских.А по мнению Юрия Волкова, заместителя гендиректора Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) Федеральной налоговой службы (ФНС) России, ФНС уже наладила контакты со многими структурами для выявления доходов лиц, совершающих крупные покупки. Имеются компьютерные технологии, позволяющие сопоставлять расходы и доходы граждан. «Хотя едва ли возможно отследить 100% сделок, но, к примеру, покупку автомобилей и квартир можно проконтролировать», – утверждает Ю. Волков.На ужесточении госконтроля за денежными операциями и потоками в России выступает и ФАТФ. Поэтому не исключено, что соответствующие законопроекты и поправки в действующее законодательство могут быть приняты или, по крайней мере, внесены в Госдуму накануне визита делегации ФАТФ в сентябре 2007 года. Но это будет не просто визит, а третий этап изучения ситуации в России по предотвращению отмывания преступных доходов. Он охватит Москву, Нижний Новгород, Хабаровск, Иркутск, Калининград и Ростов-на-Дону.Напомним, что закон о контроле за расходами действовал в РФ с 2000 года и отменен с 1 января 2004 года. В тот период банки, риелторы и нотариусы должны были присылать налоговикам данные о покупках на сумму от $20 тыс. А налоговая инспекция сопоставляла их с размером дохода граждан и в случае несоответствия доходов и расходов просила в письменной форме объяснить, откуда взялись столь крупные деньги. После отмены этого закона крупные расходы сограждан стал отслеживать Комитет по финансовому мониторингу при Минфине, обязавший банки держать на контроле сделки на сумму выше 600 тыс. рублей.Тем временем принимаются и смежные меры контроля за денежными потоками: в Минфин на согласование уже направлен законопроект, по которому аудиторы обязуются предоставлять Центробанку РФ и органам финконтроля информацию не только о результатах проверок, но и сведения о вкладчиках коммерческих банков.Как считают финансовые аналитики Вадим Зарипов и Павел Здрадовский, никто не может гарантировать, что фискальные органы не заинтересуются, например, человеком, который заплатил налог лишь с части своих доходов или покупок.Но пока в России нет специального законодательно установленного механизма контроля за расходами граждан. Если же, по мнению этих экспертов, такой механизм будет введен в этом году, физлицам, предпочитающим крупные и дорогостоящие покупки, целесообразно задекларировать свои доходы до 31 декабря 2007 года.