Акварельных дел мастера: «радостный труженик» и брат его, импрессионист
Это первая выставка, посвященная одновременно двум братьям. А ведь Альберт Бенуа оказал колоссальное влияние на творчество своего младшего, более известного брата Александра.
— Александр Бенуа учился у своего старшего брата, — рассказывает куратор выставки Константин Журомский. — Наблюдая за его манерой живописи, он окрестил ее «чудом творения». Потому что не понимал, как без подготовительного рисунка, моментально, как импрессионист, художник создает предметно-реалистичные картины.
На выставке представлены самая большая и самая маленькая картины Альберта Бенуа. Что любопытно: миниатюрные акварели старшего Бенуа можно увеличивать до любого размера, настолько точно они выписаны, что не потеряют своей художественной ценности.
Что касается Александра Бенуа — это человек, который задал основы мирового сценографического искусства. Художник постоянно находился в процессе творчества. Поэтому раздел, посвященный ему, назвали «Радостный труженик».
— Его наследие исчисляется даже не сотнями, а тысячами произведений искусств, — подчеркивает куратор. — К каждому спектаклю он создавал по несколько сотен эскизов.
Ни один современный художник не работает в таком объеме. Вот и правнучатый племянник братьев Бенуа Евгений Лансере, приехавший на выставку, восхищается творчеством своих предков.
— Выставка вызывает восторг. Если не продвигать искусство Бенуа, то их забудут. Я за популяризацию истинного искусства, — говорит он.
Несмотря на разницу в возрасте — почти в два десятка лет — Альберта и Александра Бенуа называют родоначальниками школы акварели в русском искусстве.
Альберт основал Общество русских акварелистов, а его младший брат Александр — движение «Мир искусства». Это основные российские художественные объединения рубежа ХIX и ХХ веков.