Любовь, беспредел и весна
[b]Это второй проект от продюсеров «Питера FM» (компания «Профит» & телеканал СТС). Вдохновленные кассовым успехом своего «прогулочного» фильма (как и пустейшей «Жары» Резо Гигинеишвили), они снова заставляют своих молодых героев, вылезших из чеченских окопов, шагать по Москве, бороться за справедливость и клеить девушек общего пользования.[/b]Сначала Илья Рубинштейн назвал свой сценарий «Старлей, Победа и Весна». Вышло пафосно. Решили упростить до «Мая». За этим словом-символом – благородный шлейф. Не только рабочих маевок, но залпов победы. А также сирени, выпускных школьных вечеров и прочей лирики.«Весь этот джаз» в одном флаконе смешали режиссеры – тот же Рубинштейн и Марат Рафиков. Назвали военной мелодрамой. И напустили ароматов классики – от «Баллады о солдате» и «Женя, Женечка и Катюша» – до «Выйти замуж за капитана» и «Я шагаю по Москве».Даже тень «Белорусского вокзала» где-то витает. Но – прибавили социального уксуса. Старший лейтенант Печалин (Андрей Кузичев) на три дня приезжает в отпуск в Москву.Пока шла служба, мир, оказывается, поменялся. И старый армейский друган, ныне мент с золотыми зубами, Гаевский (Андрей Мерзликин) уже прямо-таки «оборотень в погонах, сутенер по совместительству. И школьные друзья (Алексей Кравченко) уже не так показательно счастливы.Да и в консерваторию ходят, оказывается, нынче не только интеллигентные девушки. Но и, пардон, б…и, о чем с гордостью сообщают герою. Словом, пока герой отстреливался от детей гор, мир скатился в вонючую яму.Хорошо хоть Большой театр на месте, а также танцы ветеранов у его фасада 9 мая… Там-то закружится в вальсе старлей с проституткой с дипломом врача… А затем подружится невинный (эта информация педалируется) офицер с падшей барышней. И даже потащит ее на встречу одноклассников. У Кузичева здесь не самая благодарная задача – весь фильм герой его в одном состоянии – замороженном… А Толстоганова, напротив, – в подтаянном. Играет свою Вику, как всегда, отрешенно-вяловато – профпригодность ее героини под большим вопросом…Чтобы народ шибче полюбил героя, авторы заставляют его каждую ночь обличать конформистов, проводить ночи в вытрезвителе и бить стекла на автобусных остановках. А милиционеров – алчно вожделеть дензнаки и поступаться совестью. А еще вводят в действие двух уродов – Толстого и Тонкого, играющих в огнетушители и лимонки. Но так же домашней постели предпочитающих вытрезвитель…Словом, «офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом» – даже в мирное время. Самое смешное, что в этой чехарде событий, где новобранец будет бросаться с пятого этажа, а герои постоянно обреченно пить водку, где бомбилы будут жаловаться, что «нет прихода», а на улицах не видно нормальных людей – только маргиналы, сосущие пиво или их тени, – одна маленькая девочка непонятно с какого перепугу настойчиво будет сравнивать Печалина с рыцарем Айвенго, а Вику – с Золушкой… Оно, конечно, сценаристы люди начитанные, но это уж как-то слишком…– Мне бы хотелось, чтобы «Май» стал «антиБригадой», – говорит Илья Рубинштейн, – чтобы современными героями видели не такие гениально снятые отрицательные образы, а совершенно других людей, таких как герой Андрея Кузичева.Желание похвальное. Но в отличие от пресловутой «Бригады», «Май» получился одноразовой акцией. Во время просмотра маешься, а после – моментально забываешь, о чем кино, для кого и для чего. Не спасает даже супружеский тандем Кузичев–Толстоганова. Они играют не характеры, а положительные схемы, в которые не очень-то веришь. Как в майскую грозу – шуму много, а толку чуть.