Ресурс почти не виден
[b]Декабрьские парламентские выборы все ближе, и все громче говорят чуть ли не о главном фаворите предстоящей гонки, кандидате кандидатов – административном ресурсе. Одни, заранее смирясь с собственной неудачей, все валят на этот загадочный фактор. Другие, наоборот, поднимают себе цену, таинственно намекая на поддержку с туманного верха.Политический новояз[/b]Сам термин «административный ресурс» – один из перлов современного политического новояза. Новые времена и новые обстоятельства потребовали, как это часто бывало в истории, и узкокорпоративного сленга – лаконичного и малопонятного для окружающих, не имеющих чести принадлежать к избранной когорте «делателей королей». Уже в самом начале девяностых деятели политического полусвета вместе со своим шлейфом «от политики кормящихся» – политтехнологов, имиджмейкеров – стали обогащать наш словарь технологическими терминами, перенесенными на чисто гуманитарно-политическую почву.И сразу зазвучали обороты: «Переговоры – в формате один на один», «Я в предположительном режиме не работаю», «Президент лишен медийного ресурса». Дальше больше. В ход пошли кальки-переводы с европейских языков – бегство капиталов, вертикаль власти, политический тяжеловес, медиатор. Всего не перечислишь.Но понятие административного ресурса заняло в системе новых сущностей особое место. Суть его описывалась как возможность реально власть предержащих влиять на результаты независимого народного голосования с использованием легальных и откровенно криминальных рычагов. К числу легальных средств относили использование телеэфира и газетных полос для открытой и бесплатной пропаганды деятельности действующего губернатора или депутата под видом освещения его повседневной заботы о жизни сограждан.Использование простых административных действий вроде открытия плавательного бассейна или долгожданной ликвидации долгов по зарплатам бюджетникам для собственного широкого пиара.К нелегальным же формам административного ресурса традиционно причисляют давление на избирательные комиссии с целью прямой фальсификации результатов выборов, использование бюджетных средств для оплаты своих избирательных кампаний, выдвижение под своей эгидой заведомо непроходных кандидатов, на фоне которых легко казаться деловым и интеллигентным. Наконец, просто требование к разного рода начальникам обеспечить нужное голосование членов вверенных им коллективов в обмен на некоторые обещания типа повышения зарплат.Иными словами, административный ресурс – вещь действительно серьезная. Счастливы обладающие им. А в нашем не сложившемся гражданском обществе на фоне пресловутой политической пассивности избирателей – и подавно. Однако какие бы мифы вокруг этой составляющей нашего властного пейзажа ни плодили, результаты выборов все реже вписываются в рамки сплошного торжества этого пресловутого фактора. Недаром известнейший политолог Г. Павловский на наивный вопрос: «Любого ли можно сделать президентом?» – ответил как отрезал: «Нет!» Действительно, сколько бы ни уговаривали врача Х проголосовать на выборах за список партии У, его политические предпочтения – «тайна велика есть», хотя на словах он может и горячо поддерживать носителя того самого ресурса. А разного рода зависимые от носителя ресурса начальники не проиграют в любом случае. Победит их покровитель – все успехи припишут своей агитации. Проиграет – спросить с них он будет не в силах. Власть переменится.[b]Подснежники идут в атаку[/b]Те же проблемы и с подставным кандидатом, который, по идее, должен обеспечить легальность выборов даже в том случае, если бойкие и каверзные соперники решатся вдруг дружно сняться с выборов, обрекая их на провал. Речь, естественно, идет о выборах того уровня, статус которых предусматривает сохранение наряду с голосованием по партийным спискам выборы и по одномандатным округам. В частности, такая система продолжает действовать на выборах в региональные законодательные собрания.Так вот, подставной кандидат – «подснежник» – кроме всего прочего, должен смело атаковать самых опасных соперников держателя административного ресурса, используя против них аргументы, до которых сам губернатор или депутат не может себе позволить опуститься. Но иногда случаются непредвиденные осложнения. «Марионетка» выходит из-под контроля, самостоятельно расширяет заранее заданные рамки своего «формата» и фактически становится активным участником кампании, ломая запрограммированные балансы сил и интересов.Кроме того, наличие административного ресурса надо чем-то подтвердить, а в последнее время в российских городах и весях иногда появляется сразу целый пакет партийных списков, претендующих на его монопольное обладание. Самый последний пример – нарастающее соперничество двух Россий: Справедливой и Единой.Кто-то ссылается на губернатора, кто-то – на мэра губернского города, а самые дерзкие – на самого президента.И тогда, говоря физическим языком, сами наметки административного ресурса аннигилируются.Но четыре года назад дело доходило до того, что некоторые соискатели мандатов даже оформляли билборды своими фото, на которых красовались рядом с В. Путиным. Впрочем, такое отчаянное самозванство разоблачалось достаточно быстро с самыми негативными последствиями для дутых авторитетов.Надо сказать, что президент вообще исключительно щепетилен в отношении своей поддержки не только отдельных кандидатов, но и влиятельных политических сил. Тезис Владимира Владимировича о том, что президент должен постоянно находиться над схваткой, являясь лидером всей нации, не слишком нравится любителям поспекулировать на своей близости к первому лицу.Ясно, что если и есть в стране самый настоящий административный ресурс, то он, без сомнения, президентский.Причем речь идет даже не о прямом вмешательстве Кремля в ход избирательного марафона с использованием банальных административных рычагов. Сверхпопулярному Путину достаточно просто объявить о своей поддержке того или иного кандидата, и успех соискателя будет практически обеспечен. Недаром все с нетерпением ждут, кого он просватает в свои преемники.[b]Электорат голосует за стабильность[/b]В том же русле следует рассматривать и отказ президента заполучить партийный билет одной из близких ему по духу партий. Притом что сам Владимир Владимирович признает свое немалое содействие становлению той же «Единой России».Да и на бой за свой второй мандат В. Путин отправился опять-таки как кандидат беспартийный, хотя, казалось, было бы проще опереться на лапу недавно победившего на парламентских выборах «медведя». Но в том-то и дело, что действующий президент постоянно выказывает себя сторонником как раз единой России в полном смысле этого слова. Страны, не расколотой на антагонистические блоки, враждующие социальные слои и постоянно препирающиеся так называемые элиты. Поэтому-то ни один из партийных списков не сможет щеголять определением «пропрезидентский». Конечно, никто не мешает объявить себя самым верным сторонником президентской политики. Но таких верных с каждым днем становится все больше.Естественно, что президентский пример не всегда заразителен. На местах, во многих российских регионах, административный ресурс действительно остается немаловажным фактором, влияющим как на настроения избирателей, так и на конечный результат голосования. Ведь часто, подтверждая в очередной раз мандат депутата, так называемый электорат голосует в конечном итоге за стабильность и продолжение прежнего, уже проверенного, курса в экономике.Против такого «административного ресурса» соперникам, ничем толком не засветившимся, бороться действительно трудно, а то и невозможно.Такой административный ресурс – вещь в большой степени личностная. В частности, избиратели могут дружно голосовать за некоего кандидата, подтверждая его право на второй, а то и на третий срок пребывания у кормила местной власти, но довольно равнодушно отнестись к его призыву отдать свои голоса за конкретный партийный список.И вот тут-то носителя многократно нами упоминавшегося ресурса подстерегает известная ловушка.Ведь поставить свой административный авторитет на службу заведомо непопулярному кандидату – значит в значительной степени его растратить. А потому все чаще после серии переговоров и закулисных контактов авторитетные региональные лидеры предпочитают ставить на самую проходную фигуру из числа, конечно, идеологически близких политиков. То есть если и включают административный ресурс, то в обмен на ресурс харизмы и репутацию самого кандидата.В результате такой верный предвыборный ход лишний раз порождает рассуждения о всесилии административной системы, вся сила которой оказывается просто в умении предвидеть.Словом, не все так просто с пресловутым ресурсом, который, как одеяло, тянут на себя многие. Даже те, кто любит рассуждать о своем первородном демократизме, своей приверженности борьбе с бюрократизмом, авторитаризмом, постсоветизмом и тому подобными негативными рудиментами. Скажем, на парламентских выборах 1999 года СПС открыто ссылался на поддержку Путина. После победы ссылки автоматически прекратились, и президент стал обвиняться правосильцами в ущемлении разного рода свобод.Прошлые парламентские выборы прошли без политического разномастного хора, дружно исполняющего ораторию «Президент с нами!» Оно так и проще избирателю, который по-прежнему четко различает свое отношение к президенту и парламенту.И посему самое время партиям свои собственные лозунги взвихрить и не строить свой авторитет и привлекательность на чужом имидже.Вот и многократно упоминавшийся в статье административный ресурс пусть в конечном итоге сведется к результатам, которых партийные выдвиженцы смогут добиться на реальных государственных постах.