Его звали «Каспийский монстр»
[b]На днях в собственность города Москвы был принят экраноплан С-26. Такого аппарата до недавнего времени не было ни в одной страны мира. В последние годы уникальная машина – бесхозная и, по существу, брошенная всеми, практически ржавела на своей базе в Каспийске, в Дагестане. Теперь эту, десятилетиями засекреченную конструкцию благодаря правительству Москвы смогут увидеть все желающие. В Музее истории ВМФ, который находится на Химкинском водохранилище.[/b]В течение практически трех десятилетий эта машина – по сути гибрид самолета и корабля – была эксклюзивной разработкой отечественных конструкторов. Дело в том, что экранопланы способны эксплуатироваться на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими, чем у других скоростных судов, гидроаэродинамическими качествами и мореходностью, экранопланы обладают амфибийными свойствами. Помимо водной глади они способны передвигаться над твердой поверхностью (земля, снег, лед) и базироваться на ней. Экраноплан, таким образом, объединяет в себе лучшие качества судна и самолета.[b]История одного прорыва[/b]Вначале испытательная база была построена на Горьковском водохранилище, а затем, в середине 60-х годов, ее перенесли в район города Каспийска, недалеко от Махачкалы в Дагестане. Именно тогда и был разработан уникальный, самый большой в мире летательный аппарат – экраноплан КМ (корабль – макет). Но западные спецслужбы называли его «Каспийским монстром».В дальнейшем он получил название «Орленок» и был предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 километров.Всего было построено пять экранолетов типа «Орленок». По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 24 экранолетов типа «Орленок». Однако этим планам не суждено было воплотиться.В 1990-е годы история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники и придя к выводу о значительном отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским и… получили разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орленок». После этого визита американцы, сэкономив несколько миллиардов долларов, начали разработку своих собственных экранолетов. Назначение будущей машины – переброска воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. Ожидается, что экранолет сможет брать на борт около 17 танков М-1, а перевозка на нем будет существенно дешевле, чем при использовании традиционных летательных аппаратов.[b]На смену «монстру»[/b]В нашей же стране после более чем десятилетнего провала, разработан новый экранолет С-90. Разрабатываются и другие модели. Однако речь идет о применении этого аппарата не только в военных целях. Например, у экранопланов-амфибий большие перспективы в области спасения людей, потерпевших бедствие на море. Единственное, чем в данной ситуации может помочь самолет, – сбросить спасательный груз на воду. Вертолет обладает малой вместительностью, а водные суда – малой скоростью, а значит, и придут на помощь не сразу. Спасательный экраноплан может приводняться, а на его борту может размещаться целый медицинский центр для обеспечения помощи раненым. И такие проекты уже разрабатываются.У экранопланов также большие перспективы в области пассажирских и грузовых перевозок, как международных, так и для внутренних нужд отдельных регионов и организаций. Международные «трассы» экранопланов будут в разы короче, чем используемые сегодня железнодорожные, автомобильные или морские маршруты.Имеются проекты использования экранолетов в качестве разгонной ступени ракет-носителей. Ожидается, что это приведет к удешевлению запусков космических аппаратов.Ну а легендарный С-26 будет доставлен – увы, не своим ходом – по Волге на Химкинское водохранилище и станет на стоянку рядом с подводной лодкой Б-396. Вскоре по соседству разместится и десантный катер.Создание же самого музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России завершится в 2008 году. Здесь уже построены причальная стенка и гидротехническое основание, на котором установлена дизельная субмарина. Осталось достроить павильон для приема посетителей. Надеемся, что эта экспозиция будет напоминать о славном периоде нашей истории и давать импульс отечественным ученым, чиновникам и бизнесменам направлять свои помыслы и средства на благие дела.[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]22 июня 1961 года на испытательной станции был выполнен первый полет первого отечественного экраноплана. Это был экранолет СМ-1. В первом полете экраноплан СМ-1 пилотировал, Ростислав Алексеев, который был главным конструктором аппарата и начальником ЦКБ. К осени 1961 года техника пилотирования экраноплана была освоена до такой степени уверенности в надежности аппарата, что Алексеев стал приглашать гостей из Москвы на демонстрационные полеты. Полеты СМ-1 демонстрировались секретарю ЦК КПСС Дмитрию Устинову и Главкому ВМФ Сергею Горшкову. Демонстрация оказалась убедительной настолько, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане под личную ответственность Алексеева, и их желание исполнили.[/i]