Красных крокодилов ликвидируют
[b]То, что дети любят играть – знают родители. То, что дети должны играть – знают психологи. Однако далеко не все игрушки, которые продаются в наших магазинах, полезны подрастающему поколению. Одни, в основном китайского производства, не всегда соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Другие – это может относиться и к российским, и к европейским, не способствуют умственному развитию ребенка.[/b]– Производители игрушек, как правило, не являются специалистами в области педагогики и весьма формально представляют развивающие возможности производимых ими игрушек. Поэтому они зачастую очень детализированы и технологизированы, – говорит руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета Елена Смирнова. – Это лишает ребенка самого процесса игры. Если посмотреть на прилавки магазинов, то куклы отходят от образа человека, зато появляется множество монстров, киборгов, черепашек-ниндзя. И с ними детям предлагается развлекаться. Такая игра может принести больше вреда, чем пользы: воспитать агрессию, злобу и жестокость. На самом же деле игрушки должны оказывать благотворное психологическое воздействие.Специалисты Московского центра игры и игрушки считают, что еще одной серьезной проблемой современных игрушек является отсутствие возрастной ориентированности.– На большинстве из них написано «Для детей от трех лет» или «Для детей от шести лет», – объясняет Елена Смиронова. – Но ведь это очень расплывчатые возрастные границы. Их нужно сделать более четкими. Поэтому, по моему мнению, в стране необходимо ввести психолого-педагогическую экспертизу игрушек, чтобы, во-первых, помочь взрослым отбирать полезные для развития детей игрушки.А, во-вторых, не допустить на отечественный рынок некачественный товар. Не могут же крокодилы быть красными – это не соответствует действительности. Игрушка-крокодил должна быть зеленого цвета, чтобы у детей не возникало искаженного представления о действительности.Комиссия по науке и образованию Мосгордумы благосклонно отнеслась к предложению сотрудников Центра игры и игрушки. На днях она провела заседание на тему «О проблемах организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в Москве».На ней было предложено ввести для производителей и распространителей игрушек добровольную психолого-педагогическую экспертизу их товара, а Департаменту образования рекомендовать введение обязательной подобной экспертизы для тех игрушек, которые будут поступать в дошкольные образовательные учреждения.Как утверждают инициаторы введения экспертизы, она ни в коем случае не будет вводить запрет на какие-либо игрушки. Ее предназначение – отбирать лучшие образцы игрушечного производства и демонстрировать возможности их использования.– Хорошая игрушка должна соответствовать задачам развития личности, быть привлекательной, открытой для самостоятельной деятельности детей, – считает депутат Мосгордумы, член фракции «Единая России» Михаил Москвин-Тарханов.[i][b]Основные положения психолого-педагогической экспертизы игрушек (выборочно)[/i]1.[/b] На экспертизу может быть представлена игровая, настольно-печатная, видео- и компьютерная продукция, предназначенная для детей до 10 лет.[b]2.[/b] Заказчиком экспертизы могут выступать производители, изобретатели, поставщики, продавцы и покупатели игрушек.[b]3.[/b] Главная задача экспертизы – квалифицированная оценка игрового и развивающего потенциала игровой продукции в соответствии с возрастными задачами развития.[b]4.[/b] Экспертная группа должна состоять из квалифицированных педагогов (не менее 3-х человек), имеющих специальное образование в области возрастной психологии, а также опыт работы с детьми.[b]5.[/b] На экспертизу может быть представлена продукция, уже имеющаяся на современном рынке, а также образцы, макеты и модели игрушек.[b]6.[/b] Параметры экспертизы: адекватность возрастным задачам развития ребенка, способность игрушки побуждать самостоятельную игровую активность, привлекательность, эстетический и этический аспекты, современность и традиционность.[b]7.[/b] По результатам экспертизы должно быть выдано заключение, содержащее психолого-педагогическую оценку и возможные рекомендации по доработке.[b]8.[/b] Возможна установка на игрушках, прошедших экспертизу, специального «Знака качества». Его предлагается выполнить в виде стилизованной фигуры игрушечной лошадки на колесиках. Фигура лошади размещается на подставке из слов «Детские психологи рекомендуют». В настоящее время знак проходит регистрацию в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.[b]9.[/b] Знак может размещаться на наружной упаковке, на листке-вкладыше с описанием товара, на товарном ярлыке или на другом доступном покупателю месте.[b]10.[/b] Знак может быть отозван в случае использования продукции, не соответствующей качеству образца.[b][i]Объем рынка и уровень потребления[/i][/b]Каждому маленькому россиянину в год положено игрушек всего на 20 долларов – таковы суммы, запланированные в региональных бюджетах на покупку игрушек для дошкольных образовательных заведений. Для сравнения: в Англии этот показатель 280 долларов, во Франции – 250 долларов, в США – 242 доллара.Привозят их из тридцати стран мира. Больше всего игрушек поставляет в Россию Китай. Доля игрушек из Китая составляет… 86 процентов от общего объема импортируемых кукол, видеоигр и конструкторов.Также игрушки привозят к нам из Польши (1,57 процента), Италии (1 процент).[i][b]Как решается проблема качества игрушек в европейских странах[/i]ФРАНЦИЯ[/b]. Закон о безопасности игрушек.[b]ИСПАНИЯ[/b]. Испанская ассоциации производителей детских игрушек при активной государственной поддержке начала распространять пособие о том, как выбрать игрушку.[b]ГЕРМАНИЯ[/b]. С 1955 года работает совет по экспертизе игрушек, в котором работают ученые, педагоги, психологи, социологи, врачи, художники-дизайнеры. Все игрушки, поступающие в страну, должны пройти обязательную экспертизу.[b]РОССИЯ[/b]. Существуют государственные стандарты, устанавливающие только лишь санитарные и технические требования к пластмассовым и металлическим игрушкам. В 2000 году был принят Приказ Министерства образования РФ « Об экспертизе настольных, компьютерных игр, игрушек и игровых сооружений для детей», на основании которого был создан Федеральный экспертный совет. В настоящее время этот совет распущен.[b]ВИДЫ ПРИВОЗИМЫХ ИГРУШЕК[/b]Пластмассовые [i]16,4 процента[/i]Мягкие набивные [i]16,1 процент[/i]Пластмассовые с двигателем [i]14,3 процента[/i]Конструкторы пластмассовые [i]12 процента[/i]Движущиеся игрушки без механического привода,[i]6 процента[/i]Куклы [i]7,1 процента[/i]Детские велосипеды [i]6,6 процента[/i]Игрушечное оружие [i]3,6 процента[/i]Детские музыкальные инструменты [i]2,3 процента[/i]Коляски для кукол [i]1,9 процента[/i]Резиновые игрушки.[i]1,7 процента[/i]Куклы из других материалов (кроме пластмассовых) [i]1,4 процента[/i]Модели [i]1,4 процента[/i]Прочие [i]6,3 процента[/i]