Гуляй-поле для халтурщиков
[b]Эта норма была принята Федеральным законом № 252-ФЗ от 26 декабря 2006 года. Новый закон ставит на грань исчезновения организации малого и среднего бизнеса в этой сфере деятельности, индивидуальных предпринимателей, новичков, желающих развивать строительный рынок.[/b]Они сталкиваются с организациями-монополистами, с одной стороны, и с огромной армией нелицензированных предпринимателей, которые не признают никаких законов и выполняют заказы руками полуграмотных гастарбайтеров, с другой. Как избежать анархии эдакого строительного Гуляйполя в сфере экономики города, напрямую связанной с жизнедеятельностью горожан? Ответ на этот вопрос пытались найти участники пресс-конференции «Отмена лицензирования в строительной отрасли: за и против»», организованной Союзом журналистов Москвы.На встречу с общественностью пришли Василий Дума, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, и Александр Толкачев, генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое».– Защита строительного рынка от непрофессиональных и недобросовестных предпринимателей является одним из самых острых вопросов, – с ходу заявил Александр Толкачев. – Лицензионные требования включают требования к профессиональному уровню соискателей лицензий (лицензиатов), повышению квалификации, стажу работы по специальности. По значимости получение лицензии близко к получению паспорта. Резко отменить устоявшийся свод законов было бы опасно для населения и его жизнедеятельности. Оставить без контроля строительство было бы неправильно.С ним трудно не согласиться. Во-первых, деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих и предполагающая наличие рисков нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан (статья 1079 ГК РФ), требует особых методов контроля проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений и их совершенствования. Во-вторых, проверка специалистов Росстроя показала, что каждая 5-я строительная фирма, в том числе и в Москве, даже работая по лицензии, нарушает обязательные нормы и требования. Что говорить о бригадах «Ух, ты!» и «Тяп-ляп», которые заполонили столицу и копошатся в летнее время почти в каждом жилом доме, изображая профессионализм и крутость в строительном деле…В проектно-изыскательской и строительной сфере государства сегодня работают около 215 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей. Выходит, около 20 тысяч из них и близко нельзя подпускать к стройплощадкам? Ну и в третьих, отсутствие лицензирования в строительстве создает неравные условия для иностранных строительных фирм.В настоящее время в России в строительной отрасли работает 766 иностранных фирм, имеющих 1158 лицензий. Наибольший интерес к нашему рынку проявляют строительные компании Турции, Кипра, Германии, Великобритании, Финляндии, а также стран СНГ: Беларуси и Украины. Сейчас привлечение лицензированных иностранных инвесторов создает здоровую конкуренцию на строительном рынке. А что будет, когда столицу оккупирует бесконтрольная орда псевдостроителей? Но если положение так серьезно, то возникает вопрос – кому и каким образом удалось «протолкнуть» в законодательном органе страны столь опасный закон?– Поскольку закон касается отмены лицензирования во всех отраслях экономики страны, то он, в первую очередь, выгоден малым предпринимателям, торгующим в палатках, на рынках, берущимся за мелкую работу, – пояснил Василий Дума. – В ходе обсуждения этих вопросов выяснилось, что большинство законодателей против отмены лицензирования. Но авторы законопроекта уверяли, что вопросами проверок соблюдения лицензии никто заниматься не хочет. Дело это долгое и кропотливое. Поэтому зачастую наличие лицензии никоим образом не влияет на качество строительства. Вот и встал вопрос: для чего же нужны липовые лицензии? Интересно, почему такой вопрос не возникает, например, в Америке? Ведь там если у строительной организации нет лицензии, то ее специалистам не разрешат даже электрическую лампочку в подъезде заменить.В Австрии, кстати, любое предпринимательство должно быть оформлено специальным разрешением. Кроме того, интересы национальной безопасности государства требуют сохранения системы государственного лицензирования для строительства особо опасных объектов, объектов сложных в конструктивном отношении, высотного строительства, объектов военной инфраструктуры и ряда других объектов.Сейчас некоторые законодатели, похоже, дозрели до понимания того, что если мы и построим без лицензии, то только очередную Вавилонскую башню. Поэтому ряд депутатов Госдумы и законодательных собраний субъектов Российской Федерации снова выступили с законодательными инициативами о продлении лицензирования в строительстве и установлении переходного периода от лицензирования к негосударственному регулированию в отрасли. Законопроектами вновь предусмотрена норма о продлении лицензирования видов деятельности в строительстве на срок от 1 до 1,5 года.Итак, законодательная машина страны в который раз пытается дать задний ход. Удастся ли ей на этот раз отменить нынешний закон о лицензировании и принять более усовершенствованный? Хотелось бы надеяться, что в конце концов контроль в строительной сфере не ослабнет. А привлекательность строительной отрасли для бизнеса не будет утрачена.[b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ[i]Степан ОРЛОВ, председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике:[/b]– Закон принят, и мы обязаны его выполнять. Но я считаю, что отмена лицензирования в строительной отрасли – преждевременная мера. Москва – огромный рынок строительства. Поэтому нуждается в особом контроле. Можно, конечно, надеяться, что крупные строительные компании создадут свою общественную контрольную организацию и будут выполнять ее решения и рекомендации. Но кто будет регулировать деятельность и контролировать работу малого бизнеса в строительстве? Ведь таких фирм, особенно отделочных, не сотни, а тысячи. Поэтому если общественности удастся добиться, чтобы действие закона было отложено на 1,5–2 года, то, я считаю, это пойдет на благо строительному делу.[/i][b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]Лицензирование предпринимательской деятельности было введено в 1991 году. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» в строительной отрасли лицензированию подлежат проектирование и строительство зданий и сооружений. Таким образом, бизнесменам создали максимально либеральные условия для выхода на рынок строительных и проектно-изыскательских услуг, обеспечили контроль за их работой со стороны государства.Деятельность без лицензии в соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса РФ рассматривается как незаконное предпринимательство.[/i][b]ЦИФРА «ВМ»[/b][i]В 2005–2006 годах была проведена проверка около 100 тысяч организаций строительного комплекса на предмет соблюдения лицензионных требований. За различные нарушения было наказано около 16 тысяч организаций. В судебном порядке аннулированы 302 лицензии.[/i]