Новые времена – новые имена
[b]11 июля в Суздале Международные курсы ЮНЕСКО «Новые имена» в 15-й раз открыли свою летнюю творческую школу. В «мастерскую звездочек» прирехало около 300 ребят – это лауреаты фестиваля детского творчества «Новые имена», а также дети из многих регионов и городов России – Ханты-Мансийска, Сургута, Норильска, Краснодара, Владивостока, стран СНГ, Балтии и Дальнего Зарубежья.[/b]Слышите, как играет скрипка? Она плачет, подобно двум влюбленным, расставшимся навеки. Слышите, как протяжно звучит баян, рисуя неповторимую картину узких улочек Парижа? Слышите? А теперь посмотрите. На сцену под бурные овации выходят они: молодые, талантливые и слегка робкие. Как их зовут? «Новые имена».[i][b]Как все начиналось[/b][/i]Хочу предупредить сразу, что эта история удивительна, впрочем, как и сам фонд. Появление «Новых имен» можно сравнить разве что с рождением ребенка, ведь именно оно сопровождается трепетом волнения, ожиданием чуда и счастьем.А начиналось все так…Во второй половине 80-х годов Иветта Воронова – бессменный руководитель и вдохновитель межрегионального Фонда «Новые имена» – решила помочь классической музыке и создать специальную программу. В одном из интервью она так говорила о появлении «Новых имен»: «Я даже не могу объяснить, как у меня возникла идея создать благотворительную программу. Я до сих пор удивляюсь, откуда у меня появилась такая пробивная сила и знание, что нужно делать. Это была одержимость…»Именно эта одержимость заставила поверить в новый, еще никому не известный фонд Владимира Спивакова, Дмитрия Лихачева, Владимира Васильева, Раису Горбачеву и многих других. В России на тот период не существовало ничего подобного, поэтому первопроходцу, каким являлась Иветта Воронова, было непросто. Не сразу мальчишки и девчонки из «Новых имен» стали выступать перед патриархом Московским и всея Руси, перед королями и принцессами, президентами. Все это пришло только благодаря тяжелому труду и ежедневной работе.Как говорят сами участники летней творческой школы в Суздале: «Формула успеха «Новых имен» – это 99 процентов труда и 1 процент таланта».[i][b]Первые ласточки[/b][/i]Из-под крыла «Новых имен» вышло много талантливых ребят, для которых участие в этой программе стало стартовой площадкой к творческому взлету. Один из них – Денис Мацуев – когда-то никому не известный мальчик из Иркутска, робевший перед выходом на сцену. Сегодня Денис – заслуженный артист России, член Совета президента России по культуре и искусству, вице-президент Фонда «Новые имена».[b]– Ваше участие в «Новых именах» оказалось судьбой или случайностью?[/b]– И тем, и другим одновременно. Мое знакомство с «Новыми именами» произошло в 1989 году, когда Иветта Николаевна приехала в мой родной Иркутск. Там проходил отбор ребят в только зародившуюся программу «Новые имена». Я не хотел на него идти, потому что у меня были билеты на футбол. Но, посоветовавшись с родителями, все-таки сделал выбор в пользу музыки и пришел на прослушивание. Честно признаться, я тогда не придавал этому конкурсу большого значения. Потом меня пригласили на телевизионную программу «Утренняя звезда», и с тех пор я уже не расставался с «Новыми именами». Они дали мне очень многое: это и мастер-классы выдающихся музыкантов, и стипендия, и поездки в разные страны, и практика на сцене, и самое главное – среда общения.[b]– Что для вас «Новые имена» сегодня?[/b]– Фонд – это моя вторая семья. Когда все мы вырастаем, то стараемся помогать нашим родителям, так же вышло у меня и с «Новыми именами». Я поддерживаю юные дарования, потому что здесь был заложен фундамент моей карьеры. А сейчас моя очередь помогать таким же мальчишкам и девчонкам, каким и я был когда-то.[b]– Денис, на гастролях вы часто встречаете выпускников «Новых имен»?[/b]– Если сейчас мы посмотрим с вами на мировую сцену, то увидим, что молодое поколение русских музыкантов – это на 90% выходцы из Фонда «Новые имена».[b]– Что бы вы пожелали «Новым именам» на пятнадцатилетний юбилей?[/b]– Так держать! Не расслабляться! Сегодняшние участники и не собираются расслабляться, а «Новые имена» стараются, чтобы каждый год в музыкальном мире загорались новые звездочки. Вот, к примеру, совсем недавно вся страна узнала о Максиме Токаеве, баянисте-самородке из Тульской области. В прошлом году он впервые стал участником летней школы в Суздале. И в первые минуты его выхода на сцену зал замер от удивления. Казалось необыкновенным, что такая чарующая мелодия запросто рождается в руках мальчика. Потом у Максима было много побед, ежедневных репетиций, была усталость, но вслед за ней приходила радость от проделанной работы.Увидев объявление по телевизору о том, что Первый канал ищет таланты для проекта «Минута славы», Максим сказал себе: «Нужно пробовать!» В победе он не был уверен, потому что рядом с ним находилось много достойных соперников, а это, хочу заметить, были не только дети, но и взрослые. Если бы вы видели, как ловко управляется этот мальчишка с громоздким баяном, то вы бы поняли, почему за него болели миллионы, а судьи без сомнений признали его победителем. Помимо того, что Максим стал самым настоящим миллионером, он еще получил подарок из рук самого Николая Баскова – белоснежный баян.А вот тринадцатилетнему Саше Лопатину такой успех пока только снится. Но он верит, что настоящая слава уже не за горами, ведь у него для этого есть все основания. Дело в том, что с Максимом Токаевым они земляки, оба родились в городе Щекино Тульской области. В этом году Саша впервые приехал в Суздаль, чтобы перенять опыт педагогов-мастеров, которые учили его кумира Максима. Пока преподаватели Сашу хвалят, но говорят: чтобы добиться настоящего успеха, работать нужно больше. Сам юный баянист уверен, что работа работой, а вот без таланта – никуда. «Чтобы подружиться с таким инструментом, – улыбается Саша, глядя на свой баян, – нужно быть очень артистичным, веселым и заводным. Истинный баянист не должен грустить или плакать, у него всегда должно быть отличное настроение, только тогда он сможет завести публику».[i][b]Творчества волшебная страна[/b][/i]Одни хотят создать свой оркестр, другие грезят сольными мировыми гастролями, третьи задумываются о том, как бы сыграть дуэтом с Ванессой Мэй. Более трехсот мечтателей этим летом собралось в творческой школе в старинном Суздале.Это самое подходящее место для творчества. Здесь романтика и вдохновение во всем: в перешептывании ветра с красавицей-березой, в скромных васильках, загорающих на лугу, в звездах, которые светят по-особому ярко, будто видят конкурентов в наших скрипачах, поэтах, виолончелистах или баянистах.– Я бы собрала эти звезды и соткала из них ковер-самолет, – мечтает начинающая флейтистка Настя Казьмина. – Я очень хочу научиться летать, чтобы послушать пение птиц в небе и увидеть город с высоты птичьего полета. Ведь звучание флейты очень похоже на птичьи песенки… А учиться всегда нужно у природы.Вдохновение из природы черпает и юная поэтесса Надя Богаткова.– Свое первое стихотворение я написала в пять лет, наизусть не помню, но было там что-то несерьезное о слонах, пасущихся на зеленом лугу, – вспоминает свои первые пробы пера Настя. – Сейчас мои герои – это мои переживания, люди вокруг, окружающий меня мир. В одном из своих последних стихотворений я рассказала о маленьком цветке, неосторожно проросшем в асфальте на одной из московских улиц…[i]И стучат, и стучат каблуки…Сколько дней он прожил непогожих.Отрываются лепесткиИ летят под ботинки прохожих.Жизни бурный поток…Открывается людям даль…А в Москве умирает цветок,И его никому не жаль.[/i]По словам ректора Московской консерватории Тиграна Алиханова, человек должен родиться с любовью к творчеству, только тогда он сможет добиться настоящего успеха.– Конечно, когда тебе 4 года, за тебя все решают мама и папа, – утверждает Тигран Алиханов. – Но если ты по-настоящему одарен, то не сможешь заниматься ничем другим, тебе будут сниться ноты, струны или мольберт со всеми красками радуги. Меня вот родители сначала силой усадили за рояль, а потом не смогли оттащить.Так же произошло и с Гошей Рыгачевым из Зеленограда. «Меня совершенно случайно родители записали в студию народных инструментов, – рассказывает Георгий. – Сначала мне казалось невозможным извлечь какую-нибудь мелодию из этого устройства. Но я начал заниматься каждый день, даже в каникулы. Родители очень удивлялись: все мальчишки в футбол во дворе играют, а я над баяном сижу, все «Березку» репетирую. А потом я понял, чтобы хорошо сыграть, нужно уметь перевоплощаться то в березку, то в шальной ветер, то в плакучую иву. Только тогда можно передать настроение песни».В 4–5 лет эти ребята первый раз взяли в руки кто гитару, кто флейту, кто домру. Для них это не просто музыкальные инструменты. Это и учителя, и товарищи одновременно. Для Ксении Герасимчук скрипка стала настоящим другом.– Иногда бывают такие переживания, о которых мне не хочется рассказывать даже лучшей подруге, – объясняет Ксюша. – А скрипке я могу доверить самые заветные мечты и сокровенные тайны. Я уверена, она всегда меня поймет. Может быть, мы с ней и расскажем о своих секретах публике, но это будет позже. Для того чтобы написать собственную музыку, одного желания мало, нужен еще и опыт.Опыт и знания молодые дарования с удовольствием перенимают в суздальской школе от мэтров отечественного музыкального мира – преподавателей Московской государственной консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Литературного института им.Горького и других лучших творческих учебных заведений столицы. Днем они стараются не упустить ни слова из уст педагогов, профессоров, заслуженных артистов, а ночью ребятам снятся музыкальные сны.– Мне часто снится, – рассказывает пианистка Юлия Захаркина из Сургута, – как я разъезжаю по разным странам с гастролями. На мои концерты раскупают все билеты, а когда я заканчиваю выступление, на сцену летят цветы и звучат несмолкаемые аплодисменты. Вот настоящее счастье! Но пока это лишь в моих снах…[i][b]Единство непохожих[/b][/i]В день открытия летней школы «Новые имена» организаторы мероприятия устроили много сюрпризов для юных звездочек. Это и праздничный концерт, и торжественный ужин, и дискотека. Юные таланты старались как можно быстрее закончить с нотами и этюдами, чтобы побольше пообщаться с друзьями, погонять в футбол или просто прогуляться по жемчужине России – Суздалю.Но вот кому точно было не до отдыха и сна – это вечно неутомимым преподавателям. На этот раз они все вместе собрались за «круглым столом», чтобы обсудить тему «Творческая школа как метод раскрытия одаренной личности и воспитания толерантности». На эту встречу собрались профессора, народные артисты России, генеральные директора, представители правительства Москвы, ректоры, педагоги, студенты и многие другие. Всех их объединил Фонд «Новые имена». На эту встречу пришли люди неравнодушные к дальнейшему развитию летней творческой школы в Суздале. Они подводили итоги, ставили перспективы на будущее, анализировали и прислушивались к мнению каждого.На протяжении всего существования фонда его связывали теплые отношения с правительством Москвы.О том, как зарождалась эта дружба и как развивается сегодня, рассказала [b]председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна ВАСИЛЬЕВА[/b]:– 15 лет назад Фонд «Новые имена» в непростое для России время разработал уникальный проект летней творческой школы в Суздале. Уже много лет Комитет общественных связей поддерживает «Новые имена».И теперь мы активно участвуем во всех начинаниях и программах «Новых имен». География фонда с каждым годом расширяется все больше. Ежегодно в Суздаль приезжают ребята со всей России для того, чтобы получить поддержку в продвижении их таланта. Сегодня в бюджет города отдельной строкой записано создание детской творческой Академии искусств на базе Фонда «Новые имена».Удивительно, насколько отличается мир в летней творческой школе: здесь нет вражды среди детей, кругом царит дух единения. Подтверждением этим словам стало выступление «ветерана» суздальской школы Александра Бондурянского, проректора МГК им. П. И. Чайковского по научно-методическому объединению. Он рассказал, как на днях у него в классе занимались ребята из совершенно разных стран, все они попали в атмосферу всеобщего творчества, поэтому нашли для себя единый язык – музыку, на котором им было легко и свободно говорить.Как заметил Александр Бондурянский: «Фонд никогда не ставил перед собой задачу подмены учебного заведения, ему было важно совершенствовать личность».Концертный зал медленно заполняется публикой, вот пришли ученики «Новых имен», местные жители вместе со своими детьми, влюбленные парочки, профессора, журналисты…Все они находятся в ожидании блеска «Новых имен». Занавес медленно шумит и… 15-я летняя творческая школа в Суздале считается открытой.По уже сложившейся традиции, концерт начинается с огня, да-да, вы не ослышались: именно с огня свечи, который будет весь год греть дом, где растут и развиваются новые звездочки.Как призналась мне одна из участниц «Новых имен», именно любовь принесла ей истинное вдохновение. В свои 15 лет Юля уже успела испытать первое ощущение разлуки и ожидания долгожданной встречи. «Однажды я сидела у раскрытого окна, на улице шел дождь, телефон как назло не отправлял за океан любимому коротенькие письма – СМС. Тогда я взяла скрипку и рассказала ей о своих чувствах.Тонкие и пронзительные, высокие и низкие – все это не просто звуки, а голос моей души. Кто знает, может быть, когда-нибудь и мир услышит мои песни…»[b]P.S.[/b] [i]Каждый год Людмила Швецова передает устное послание учащимся летней школы, а в этот пятнадцатый день рождения пожелала юбилярам неуклонного движения вперед к творческим взлетам.[/i]