Парижские тайны
[b]В своей современной сказке «Проект Андерсен» Робер Лепаж соединил мифы о жизни датского сказочника и его сказки, образы Парижа, музыку XIX века и свой излюбленный прием, когда живой герой взаимодействует с киноперсонажами.[/b] Евросоюз выделил деньги Гранд-опера для международного проекта – создания детской оперы. Рекомендовано привлечь к сотрудничеству давно не «охваченные» скандинавские страны.Датчанин Андерсен подходит идеально. Руководство Гранд-опера выбирает «Дриаду» – там есть парижская тематика: дриада, живущая в дереве, так мечтала увидеть парижскую универсальную выставку, что отдала свое бессмертие за одну ночь в этом городе городов. Единственную певицу (чего там на хор тратиться – для детей ведь) выписывают из Англии. А либреттиста из Канады: канадский доллар дешевле американского, стало быть, сэкономить можно.Так оказывается в Париже рок-поэт по имени Фредерик. Чтобы поселиться в квартирке приятеля над peep-show – им заведует хмурый марокканец, дичающий от одиночества посреди парижского великолепия среди забрызганных чужой спермой кабинок. Здесь Фредерику предстоит писать либретто про дриаду для детей, жестокости которых он панически боится, как и Андерсен.В историях Робера Лепажа важно все, потому что в жизни не бывает ничего второстепенного.Забастовка парижских мусорщиков срывает премьеру в Грандопера. Новорожденные щенки чужой собачки вдруг заставят сломя голову бежать ночью к автомату, звонить на другой край земли бывшей подружке, которая много лет просила у тебя детей. И понять – ты опоздал окончательно.А веревка, которую возил с собой путешественник Андерсен, панически боявшийся пожаров в гостиницах, могла бы спасти Фредерика, когда сосед-марокканец однажды решил спалить свое чертово peep-show (мог бы – и весь Париж бы спалил).Из случайностей, мимолетностей, недоговоренностей, недоразумений, обмолвок, криков и болтовни, из сказок и политики, из психоанализа и поэзии, из цинизма и романтики, из юмора и тоски Лепаж плетет свое искусное кружево.Больше того, в жизни, по Лепажу, не бывает ничего прошедшего. Прошлое возвращается, оборачивается то пародией, то трагедией, мстит, волнует и мучает.Одиночество девственника Андерсена, о котором так небрежно, с самоуверенностью недоучек-психоаналитиков, рассуждают люди сегодняшние, настигает их самих, опытных и умелых, и делает беспомощными, как щенки. Будущее же – пропасть в шаге от тебя, холодный и равнодушный космос одиночества.И Фредерика, и марокканца, и изворотливого продюсера проекта, и Андерсена вновь, как и в «Обратной стороне Луны», играет один человек – Ив Жак. «Диалоги» Лепажа вновь создают эффект присутствия незримого второго. Экран поражает видеопроекциями – Гранд-Опера, Сен-Дени, Кафе де ля Пэ, поезд, видения Фредерика, глотанувшего экстези, птицы, которые щебечут дриаде о Париже, экран компьютера.Все ноу-хау Лепажа присутствует в полной мере и в «Проекте «Андерсен». И смотреть на эту сложную вязь явлений, событий и фантазии хочется бесконечно. Потому что все, в чем исповедуется через своих героев Робер Лепаж, касается и тебя лично.