А был ли стрелочник?
[b]Триумф картины «Путешествие с домашними животными» на минувшем, 29-м ММКФ удивил многих. В конкурсной программе ведь значились куда более эффектные ленты. Но в этой неспешной работе Веры Сторожевой по сценарию Аркадия Красильщикова жюри увидело, помимо великолепной «картинки», щемящую историю женского одиночества. И еще – тот духовный импульс, которого так не хватает современному кино – «милость павшим». Сострадание маленьким людям. Точнее – слабой женщине с твердой душой – блестящая работа Ксении Кутеповой.[/b]В ее судьбе, действительно, виноват стрелочник. 35-летняя Наталья вышла замуж за нелюбимого, когда ей было шестнадцать. Тот взял ее из детского дома в рабыни и прислужницы. В убогом и бедном домике стрелочника с грубым пожилым мужем она провела девятнадцать лет. Как в тюрьме…Впрочем, это все в прошлом. Мы застаем Наталью в момент освобождения – умирает ее хозяин, и теперь она остается одна. Но с деньгами, которые старый хрыч хранил в бидоне из-под молока. Перед героиней открыт новый мир, в который она вглядывается широко открытыми от удивления глазами… И в этом мире, оказывается, есть место и для любви. Особенно если ее предлагает такой красавецводила, как Дмитрий Дюжев.Мы видим, как героиня постепенно распрямляется. Учится носить красивую одежду – особенно хороша она в белом подвенечном платье в бане. Приобретает плазменный телевизор. А заодно – козу. Подбирает собаку. Ей необходима рама из живых существ – чтобы убедиться, что она сама кому-то еще нужна.Основной парадокс – Кутепова играет не рабыню, которая вдруг вырвалась на волю и ушла в беспредел страстей. Нет. Скорее, новую хозяйку мира, жадно всматривающуюся в возможные горизонты.Перед нами – сильная личность со своим взглядом на мир, на отношения мужчины и женщины, с чувством собственного достоинства и неизбывной женской тайны. Ни слова она не молвит не подумав. Ни в чем не слукавит перед своей истерзанной душой. Так прекрасная бабочка вылупляется из уродливого кокона.А Дмитрий Дюжев – человек-гора, басовитый, домовитый и самоуверенный – ее и манит, и пугает. И пусть случится с ним секс, но ради ребенка. Будущее с ним так же тягостно, как с умершим мужем. Сквозит из всех щелей рыло домашнего рабства. «Места у вас тут бесподобные – говорит герой Дюжева, – турбазу построим, гостей зазовем. Ты по хозяйству будешь…»Окрестности, где снималась картина, действительно, негламурные, бесподобные – синий Селигер, Осташков, Бологое с его бесконечными поездами, Переславль-Залесский, старинный Боровск на Протве – там снимали детский дом.Только вот вольнолюбивая Наталья не согласна снова записываться в рабыни – даже на фоне такой нечеловеческой красоты. Ее протест принимает очень женственные формы – дав отлуп сожителю, долго-долго плывет она на лодке со своей козой и собакой в свой детский дом… А там, тихо вспомнив детство, забирает к себе белобрысого мальчугана. Тот, не веря счастью, все твердит: «А ты лупить меня не будешь?»Но этой маленькой семьи не сложилось бы без веры. Не зря приводят ноги Наталью в православный храм, не зря дарит ей священник икону «Умягчение злых сердец». Семь стрел, пронзивших сердце Богородицы, должны изменить и жизнь героини, которая все ищет в потемках объекта для поклонения – бумажных поп-звезд (их фото она лепит на абажур и часами рассматривает), холеных телеведущих, мелькающих на огромном экране, столь нелепом в ее хижине… А белобрысый смысл ее жизни, оказывается, ждет вдали за рекой……Далекая от феминистских заявлений и актуальной гендерной социологии, Вера Сторожева, похоже, сняла свой лучший фильм – изящное кружево о женском одиночестве ХХI века и простом выходе из него. Интересно, что сценарий Красильщикова она прочитала еще десять лет назад. Но сценарист эмигрировал. И она вспомнила о нем только через восемь лет. И удивилась: как все актуально!– Это история путешествия человека из небытия, полусознания к обретению своего «я», – говорит Сторожева. – Мне вообще интересно внутреннее состояние человека.Оказывается, это до сих пор интересно и нам.