Хотите прогуляться с Онегиным по Тверской?
[b]Комитет по культурному наследию Москвы выпустил очередной номер большого столичного журнала «Московское наследие».[/b] Это уже второй выпуск краеведческого журнала, посвященного архитектуре, улицам, дворам и дворцам Москвы. Первый, выпущенный в прошлом году, был практически целиком посвящен Кремлю. «Кремль как идея», «Кремль как театр», «Рукопожатие Кремля» – таковы рубрики прошлого журнала. Там же можно прочитать о Царь-колоколе и Царь-пушке, о Тронных палатах и светлицах царевен, о соборе Василия Блаженного и Спасской башне. А в рубрике «Были-небыли» – о невыносимо грустном, о проектах, так и не воплощенных в жизнь, и о тех, которые были уничтожены. Например, Малый Никольский дворец.– Мы сделали всего два журнала, но уже видно, как эта идея растет и развивается, – сказала главный редактор «Московского наследия» Наталья Логинова.Руководитель проекта Валерий Шевчук отметил:– Я был поражен, когда принес «Московское наследие» мэру.Юрий Михайлович внимательно пролистал журнал от начала до конца, а потом сказал: «Мне приносят каждый день кучу печатных изданий, но я редко что смотрю от первой страницы до последней. Ваш журнал – счастливое исключение».[i][b]Пешком по Пешков-стрит[/b][/i]– Наш журнал прежде всего краеведческий, – отметили его создатели. – В Москве до сих пор нет цельного краеведческого издания, которое бы давало представление о городе в целом. Есть путеводители по отдельным церквям, монастырям, есть буклеты парков. А краеведческого издания – нет.Поэтому создатели «Московского наследия» и хотят заполнить эту нишу, ликвидировать пробел. Поэтому одна из самых больших, самых весомых и самых любимых и тщательно сделанных рубрик журнала называется «Пешком». В номере 2007 года этот раздел посвящен Тверской улице.Безусловно, далеко не всякой московской улице может быть уделено 63 страницы. Для этого надо быть именно Тверской. Прогулка начинается современной улицей, на которой бронзовый Пушкин с грустью смотрит на рекламные щиты. Тверская рекламная, она же всегда первая…Именно эту фотографию и имела в виду Наталья Логинова, когда говорила о необходимости читать журнал «между строк». Мы не пишем прямо в лоб, что против рекламы, мы показываем Пушкина, которому она не нравится.История Тверской в журнале начинается со старой карты, созданной еще при Годунове. В те времена она начиналась аж от сегодняшних Воскресенских ворот Китай-города, а продолжалась… Малой Дмитровкой! Именно в Дмитровские ворота она и упирается. А в Тверские ворота того времени втекала Малая Никитская улица. Вот так улицы переходили с места на место и менялись местами. Ну а на отрезке между Пушкинской до Триумфальной площади Тверской вообще не существовало.В семнадцатом веке началось возвышение Тверской улицы, и знаком этого возвышения стали палаты князя Василия Голицына, фаворита царицы Софьи, идейного предтечи петровских реформ и фактического правителя огромной страны. Его палаты, стоявшие в самом начале улицы, были образцом для подражания. В петровское время Тверская была смещена с поста главных городских улиц. Петр предпочитал ненавистному Кремлю Немецкую слободу, Лефортово и Преображенское, а туда вели две улицы – Покровка и Мясницкая. Они-то и спорили за звание первой улицы Москвы.Так было в течение всего периода барокко – времена Анны Иоанновны и Елизаветы. Впрочем, в то время на Тверской появился дом князя Матвея Гагарина – «всех домов прекраснее». Если учесть, что князь был повешен в 1721 году за хищения в особо крупных размерах, что его кони были подкованы золотом, а колеса на каретах были серебряными, можно представить, сколь роскошны были его апартаменты! И источник его доходов был поистине велик – Матвей Гагарин был губернатором Сибири, кладези неисчерпаемой. К сожалению, этот шедевр был безжалостно снесен в 1912 году «за ветхостью».Для прогулки по Тверской времен Пушкина журнал предлагает спутника – Евгения Онегина. Именно здесь, на этой улице, сосредоточены основные герои литературные и герои истории XIX века. О ней писал Белинский.Здесь был дом Фамусова и салон княгини Волконской. Но были на Тверской не только особняки и салоны. Здесь же располагалась и гауптвахта. Один из ее заключенных, Александр Сухово-Кобылин, именно в Тверском полицейском доме написал лучшие сцены «Свадьбы Кречинского». В палатах Английского клуба размышлял Евгений Онегин, а в небольшом крыле усадьбы гафов Гудовичей родилась «Бедная Лиза».А затем на Тверскую пришли потрясения XX века. Вначале, в самые первые годы нового века, она стала главной киноулицей – именно здесь впервые в России демонстрировалось звуковое кино. Затем – главной театральной улицей. Театр Ермоловой, МХТ имени Чехова в особняке купца Лианозова, Пушкинский театр… С Тверской связаны такие громкие имена, как Станиславский, Мейерхольд, Немирович-Данченко.Здесь ставили «Даму с камелиями» и звучали знаменитые слова «Не верю!» А потом еще была Тверская нэповская, показанная глазами Булгакова, Тверская сталинская – впрочем, тогда уже улица Горького, в пятидесятые годы превратившаяся в излюбленное место променадов для молодежи. Тогда участок от Моховой до Пушкинской стали называть Бродвеем или даже просто Бродом – от слова «бродить», и даже название улицы переделали на «аглицкий манер» – Пешков-стрит.Сколько имен тогда было у Тверской – улица Горького, Пешков-стрит, Бродвей, Брод и даже улица Кой-кого…По-настоящему горькой стала улица Горького в годы острого дефицита, когда не было самого необходимого и надо было иметь знакомства или стоять в огромных очередях. Здесь жили физики Виталий Гинзбург и Лев Ландау, писатель Лев Разгон. И, конечно, горькой была Тверская баррикадная, когда в 1993 году на улице выросли две баррикады и все ждали, что Тверскую, 13, будут обстреливать.[i][b]Забытые жемчужины[/b][/i]Настоящий краеведческий журнал, тем более московский, просто обязан находить на дне огромного архитектурного московского моря забытые жемчужины. Во втором номере «Московского наследия» такая жемчужина есть – это одна из интереснейших построек архитектора Федора Шехтеля, особняк П. П. Смирнова на Тверском бульваре. Дело в том, что в 1922 году в здании расположился ревтрибунал, а позже городская прокуратура – неудивительно поэтому, что он был закрыт и от научного сообщества, и от любителей старины.В 2005–2006 годах особняк наконец-то реставрировали. В Египетском зале удалось даже восстановить изображение арфистки – на этом месте зачем-то была пробита дверь и сохранилась только часть изображения, несколько линий вокруг дверного проема. В доме есть Греческий зал, Рокайльный зал, Итальянский и Романские залы…Шехтель, перестраивая дом, внес туда массу архитектурных новшеств, удивительных для того времени. Центральное паровое отопление с собственной котельной, электрическое освещение всего дома со светильниками, вмонтированными в декоративное оформление, принудительная вентиляция танцевального зала, даже прообраз современных стеклопакетов.Однако удивительный дом не принес амбициозному коммерсанту Петру Смирнову счастья. Возможно, потому, что счастья не было и в его жизни? Это ясно видно по интерьерам. Архитекторы, восстанавливавшие особняк, говорили, что тема путешествий по архитектурным эпохам вызвала у них ассоциации с картинами прожитой жизни, мелькающими перед взором умирающего. В картинах борьбы нет победителей и побежденных, это просто пирамида власти, которая заставляет людей убивать друг друга без всякого смысла.Сам дом поделен между несколькими арендаторами. И пока не ясно, что тут в конце концов будет. Казино? Ресторан? Аукцион «Сотбис»? Пока анфилада залов используется для приемов.Например, в Египетском зале под лучами Атона, под неслышимое пение восстановленных музыкантш, проходила презентация журнала о Москве.