Конкурс для начинающих
[b]Участники и гости кинофестиваля в Светлогорске лета почти не увидели – балтийская погода была на этот раз ветреной и холодной. Зато принимали фестиваль очень тепло и душевно. Большим успехом пользовались российские фильмы из отдельной программы «Российские премьеры».[/b]Особенно полюбили зрители «Платки» Юрия Павлова, «Чертово колесо» Веры Глаголевой, «Простые вещи» Алексея Попогребского и «Ничего личного» Ларисы Садиловой. Последние два фильма и разделили приз зрительских симпатий.На церемонию закрытия прибыл Василий Лановой – к радости и восторгу зрителей. Из десяти фильмов, представленных на международном кинофестивале «Балтийские дебюты», жюри выбрало три лучших работы. Награды за лучший фильм «Четыре минуты» удостоен Крис Крауз из Германии. Приз за лучшую режиссерскую работу получила Светлана Шиманюк. Ее дебют называется «Варварины свадьбы». Специальным призом жюри отметило актрису Юлию Ауг из фильма Марии Можар «Враги». Отдельного упоминания за лучшее визуальное решение заслужил поляк Гжегож Левандовский за фильм «Гиена».Закончился фестиваль премьерой фильма Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». После чего Вера Сторожева, уже свободная от ответственной работы председателя жюри, ответила на вопрос, что общего в фильмах дебютантов стран Балтии.– Меня поразило, что этот регион – балтийский – рождает кино примерно одинакового темперамента. То ли холодное море, то ли этот характер северный, сдержанный и несколько замедленный, но что-то и вправду объединяет людей, живущих в балтийских странах. То есть идея фестиваля более чем оправдана. Действительно, родственные народы по темпераменту, по проблемам, потому и кино во многом похожее. И еще меня поразило, что на первом плане в этих фильмах одиночество молодых, их неприкаянность. Не социальные проблемы главное, не деньги, а вот это одиночество молодых людей. Об этом фильм «Охотничьи собаки» из Германии, об этом же «Прощай, Фалькенберг» из Швеции.Программа на фестивале собралась сильная, интересная. И конечно, уровень владения профессией очень высокий. Все дебютанты уже понимают, как кино снимать: и камера точно работает, и стиль есть, и уверенный монтаж. Но самое интересное в фильмах начинающих режиссеров все-таки не профессиональные навыки, а когда человек снимает о том, что у него наболело, о чем не может не рассказать. Снимать первое кино на заказ, на тему тебе не близкую, по-моему, вообще нелепо.[b]– А как на фоне европейских дебютов выглядят режиссерские дебюты из России?[/b]– Оба конкурсных фильма о прошлом. Один о войне, другой начинается еще до революции. Они отличаются, к сожалению, своей традиционностью, похожестью на старые советские фильмы. Такое впечатление, что снималось все в 70–80-е годы, или по мотивам старого кино. Не о том, что сейчас, сию минуту волнует, а о том, что волновало нашу страну 50 или 40 лет назад. Отсюда ощущение несколько безличностного кино. Хотя надо сказать, что членов нашего международного жюри Симоне Бауманн из Германии и Тома Пальмена из Швеции очень взволновал фильм российской дебютантки Светланы Шиманюк, ее отважная попытка рассказать историю России через судьбы двух любящих людей.Жаль, что не нашелся дебютант в России, который снял бы картину, связанную с историей Калининграда, бывшего Кенигсберга и Светлогорска, бывшего Раушена, о судьбах русских и немцев, тесно связанных с судьбами этих городов. И показал бы фильм на этом прекрасном фестивале, где всех окружают такой заботой и вниманием, что хочется сюда непременно вернуться.[i][b]Светлогорск[/b][/i]