Инженер пополам не делится
[b]Перед своим уходом на летние каникулы депутаты Государственной думы в первом чтении приняли закон о введении дифференцированной системы высшего образования, то есть делении ее на две ступени: бакалавриат и магистратура.[/b]Тогда же было решено в сентябре, в начале осенней сессии Госдумы, вернуться к обсуждению закона и принять его со всеми внесенными поправками. Как только документ будет одобрен народными избранниками и подписан президентом страны, Россия официально перейдет на двухуровневую систему высшего образования.– В Европе в большинстве стран уже давно работают по этой системе, – рассказывает [b]ректор МГТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров московских вузов Игорь ФЕДОРОВ[/b]. – Большой ее плюс – это введение так называемых зачетных единиц, в которых исчисляется трудоемкость каждого пройденного курса. Единицы суммируются.Студент может набрать определенное количество баллов в одном университете и с этой суммой перейти в другое учебное заведение. В итоге, как только у него наберется нужное для получения степени бакалавра количество баллов, он получит соответствующий документ. Таким образом, можно говорить о том, что система бакалавр-магистр повысит академическую мобильность студента, позволит переезжать из одного вуза в другой, знакомясь с системой образования разных стран.[b]– В российских вузах такие единицы тоже будут считаться?[/b]– Да, правда, еще не определена шкала их начисления.[b]– А не потеряется ли при такой «миграции» качество образования?[/b]– Если говорить о содержании образования, то система бакалавр-магистр хороша для гуманитарных специальностей, которые не требуют глубокого погружения в науку. Но существуют сферы образования, для которых подобная схема неприемлема. Я имею в виду, в частности, инженерное дело. Есть специальности, связанные с высокими технологиями, где готовятся разработчики новейшей техники, создатели нанотехнологий.Разорвать на две половинки процесс их обучения нельзя, потому что в бакалавриат просто невозможно втиснуть многое из того, что должен человек получить за время своей учебы: производственную практику, лабораторную практику, конструкторские дисциплины. Бакалавр в области высоких технологий – это просто какой-то недоученный инженер. Я решительно выступаю за то, чтобы в области высоких технологий был сохранен уровень специалиста, готовящийся по монопрограмме, то есть без разрыва между бакалавром и магистром.[b]– В обсуждаемом законе предполагается определить, по каким специальностям не следует сокращать срок обучения до четырех лет?[/b]– При разработке закона учитывалась просьба представителей инженерных вузов сохранить одноуровневое образование. Я полагаю, что в документе будет представлен список специальностей, которые не предполагают деления на бакалавриат и магистратуру.[b]– Если же говорить о тех дисциплинах, где такое деление произойдет. Не окажется ли, что магистратуру руководство институтов посчитает вторым высшим образованием и сделает ее платной?[/b]– Конечно, чтобы из бакалавриата поступить в магистратуру, молодым людям придется сдавать экзамены. Но она не станет считаться вторым высшим образованием, поэтому в большинстве своем не должна быть платной.[b]– Насколько технически сложным окажется для вузов переход на двухуровневую систему обучения?[/b]– Институтам придется радикальным образом поменять все методические материалы, учебники, программы. Это как раз и может привести к снижению уровня образования. Кстати, в Европе далеко не все университеты разделили свое обучение на две ступени. Скажем, один из лучших инженерных вузов Западной Европы – Французский технический университет – не дает своим студентам степени бакалавра. Там они два года в специальных центрах подготовки учат теоретические предметы, а затем в высшей школе еще четыре года готовятся стать высококвалифицированным специалистом.[b]– Закон еще не принят, но в эту приемную кампанию уже многие вузы объявили о том, что проводят набор на бакалавров. Это что, езда впереди паровоза?[/b]– Нет. Например, мы в МГТУ им. Баумана уже с 1992 года готовим и бакалавров, и магистров там, где это возможно. Другие институты тоже так поступают. Это делается для того, чтобы тем молодым людям, которым не нужны фундаментальные знания, которые не собираются идти в науку, уменьшить срок обучения в вузе.[b]– А сами студенты, готовы ли они закончить свое высшее образование на уровне бакалавриата?[/b]– Пока они без особого удовольствия идут в бакалавриат. Думаю, дело в привычке. Со временем таких желающих станет больше. Но еще раз повторяю, если человек выбрал себе стезю стать инженером в области высоких технологий, он должен понимать, что настоящим высококвалифицированным специалистом может быть только при подготовке по одноуровневой программе.