Подвиг капельмейстера
[b]Василий Агапкин, который дирижировал оркестром во время парада войск на Красной Площади в 1941 году и во время Парада Победы в 1945 году, вошел в историю музыкального искусства как создатель знаменитого марша «Прощание славянки».[/b]В 1912 году Турция напала на Сербию и началась Балканская война. Газеты полны волнующих сообщений: в огне Болгария и Греция, бои в Черногории... И по всей Руси собираются ополченцы – добровольно вызвались идти на дальний фронт наши воины, отряды сестер милосердия.Отовсюду уходят в путь на запад эшелоны – грозная репетиция предстоящего мирового побоища. Горечь расставания вызвала к жизни рыдающие аккорды светлого в своей печали и торжествующей надежде на светлые перемены марша.Его создатель – двадцативосьмилетний Василий Агапкин служил трубачом в кавалерийском полку в Тамбове. Ему несвойственны были томления под луной.Он посвятил свой исполненный героического смятения народный марш всем славянским женщинам, провожающим близких на встречу с гибелью, которая необязательно должна быть неизбежной...Словно кто-то в холодной перчатке схватил за сердце! Чарующая мелодия, бередящая душу, не дающая тем не менее впасть в уныние – оптимистическая скорбь! Музыка молниеносно всех пленила. Ее клавиры появились во всех полковых оркестрах, щемящие звуки с утра до темна заполняли вокзалы, капеллы, парки и сады...И вот стряслось непоправимое: Первая мировая у границ страны. «Прощание славянки» заполонило все. Историк Николай Яковлев в книге «Август 1914 года» создал моментальный портрет эпохи:«На перроне бледные, заплаканные жены благословляют офицеров, вешают на шеи ладанки. И гром оркестров, замечательная русская военная музыка, не имеющая равной в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия».Едва стихла мировая бойня – пришла другая напасть – братоубийственная, гражданская. И по обе грани разлада великий марш был мелодичной отрадой. Десяток гениальных тактов гармонии вместил в себя не просто суть русского характера, но и отразил вечный мятежный дух России с ее исканиями, междоусобицами, смутами и неопределенностью судьбы. Уникальная, больная, противоречивая, богатейшая и разграбленная, до боли родная страна, с трудом дерзающая оставаться державой.Эшелоны уходили и приходили, а Василий Агапкин оставался советским офицером. Для новой власти его послужной список безупречен: батрацкий сын, круглый сирота с девяти годков, вся жизнь в казарме. И как это ни парадоксально самого имени Агапкина почти никто не знал, хотя он благополучно дожил до 1964 года, а не был репрессирован за сочинение «монархической» музыки.Для музыкального его детища еще раз наступил звездный час 7 ноября 1941 года. Немцы в Химках, правительство – в Куйбышеве, а на Красной площади – парад! Сводный оркестр исполнил марш «Прощание славянки», за дирижера – сам автор.Очевидцы припоминали: жуткая стужа, войска прямо с Красной площади уходили на фронт. И вот... Прошла пехота, оркестр должен переместиться, чтоб пропустить парадные эскадроны, артиллерию, танки. Но Василий Иванович... примерз подошвами к помосту, не может сдвинуться. При этом ведь он не просто так «вкопан», он – дирижер, любой его жест слаженный оркестр поймет по-своему. Парад под угрозой срыва. Ну вы же понимаете, чем это чревато...Агапкин обледенел. Впоследствии Василий Иванович об этом эпизоде сам написал в мемуарах: «Что делать?.. Задержу кавалерию, получится заминка, а я не могу даже слова выговорить: так как и губы замерзли, не шевелятся. Жестом никого не подзовешь. Любой мой взмах на виду оркестра может быть истолкован как дирижерский приказ. Спасибо капельмейстеру Стейскалу. Он догадался и быстро подбежал к подставке. Я нагнулся, рукой оперся на его плечо и отодрал ноги. Все еще держась за плечо Стейскала, медленно спустился по ступенькам вниз. Движением руки я подал знак, чтобы оркестр отвели к ГУМу...»Это был подвиг музыканта. И на многие десятилетия его божественная музыка околдовала русских людей. Были предложения сделать марш гимном всей страны. А пока что он стал официальным гимном Тамбовской области – родного края Василия Ивановича Агапкина. Ведь его мелодия создана капельмейстером оркестра Тамбовского гарнизона и впервые прозвучала в Тамбове.Имя Василия Агапкина, который дирижировал оркестром во время парада войск на Красной площади в 1941 году, во время Парада Победы в 1945 году, очень популярно в Тамбове. Марш «Прощание славянки» стал также гимном Краснодарского края, исполняется на многих вокзалах страны. И за границей эта мелодия многими любима. Выдающийся музыкант Франции Поль Мориа неслучайно назвал этот марш «Вечной Россией».