Кто окажется в полосе отчуждения?
[b]На недавней встрече мэра Москвы Юрия Лужкова и президента ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) Владимира Якунина были достигнуты договоренности, по которым будут застроены 18 участков земли, принадлежащие компании на условиях бессрочного пользования, но малоиспользуемые ею. Эти договоренности будут иметь революционное значение для развития нашего города.[/b]Дело в том, что железнодорожные пути, которыми прибывают в столицу пассажиры и грузы, имеют так называемую полосу отчуждения. Сами пути и эта полоса в сумме занимают огромную территорию Москвы, на которой запрещено не только всякое строительство, но и вообще любое другое ее использование, кроме как для технических нужд российских железных дорог.Правда, не все участки отчуждения используются ОАО РЖД с одинаковой интенсивностью. С другой стороны, городу катастрофически не хватает земли для строительства. Причем в первую очередь – социального жилья.Неожиданно выяснилось, что эта проблема имеет свое решение. Впрочем, неожиданно – это для общественности. На самом деле потребовалось плотное взаимодействие РЖД с московскими властями и год работы созданного координационного совета, чтобы в числе прочих магистральных направлений совместной деятельности города и железнодорожников отыскать уникальный путь если и не решения, так хотя бы существенного облегчения проблемы дефицита городских площадей под застройку.– ОАО РЖД, – сказал президент компании Владимир Якунин, – намерено выносить на обсуждение с руководством Москвы предложения инвесторов по развитию малоиспользуемых компанией железнодорожных территорий в столице на самой ранней стадии их проработки.Это значит, что в одночасье появились так необходимые городу и москвичам площади, на которых скоро вырастут новые жилые кварталы. Да и какие площади! Не на окраине города, а чуть ли не в самом центре.В настоящее время уже идет освоение 18 московских территорий общей площадью 350 га. Этой площади достаточно, чтобы построить около 10 млн кв.м площадей. Для девяти участков из 18 до конца 2007 года будут оформлены необходимые акты городских властей на использование под застройку. К реализации готовы проекты по комплексной застройке территорий ОАО РЖД и городских земель, примыкающих к Рижскому вокзалу, а также освоению земель филиала компании – Вагоноремонтного завода им. Войтовича.Кроме этого, как сообщили «ВМ» в пресс-службе РЖД, в ближайшем будущем будут застроены порядка 50 га на территориях шести грузовых двориков: Москва Товарная-Рижская, Москва Товарная-Киевская, Москва Товарная-Октябрьская, Москва Товарная-Смоленская, Москва Товарная-Бутырская и территория в промзоне Северянин.Экономика такого сотрудничества, впрочем, вполне понятна. Столица получает возможность решения жилищных и других строительных проблем, оттянув на время экспансию Москвы за пределы МКАД, а РЖД, имея в своем распоряжении сотни га дорогостоящих столичных земель, становится одним из крупнейших игроков на рынке недвижимости, выгодно реализуя площади, без использования которых вполне может обойтись.[b]ИСТОРИЯ ВОПРОСА[/b][i]Точкой отсчета проекта реорганизации территорий, принадлежащих РЖД, следует считать начало 2006 года, когда между стройкомплексом Москвы и российскими железнодорожниками была достигнута об этом принципиальная договоренность. В Москве, между прочим, общая сумма этих территорий – около 3,5–4 тыс. га. Это и полосы отчуждения, и так называемые малоиспользуемые территории.Тогда было объявлено о строительстве ряда объектов под железнодорожными путями и вокзалами города. Вскоре стало ясно, что этот совместный проект подразумевает не только строительство объектов коммерческой недвижимости, но и возведение целых жилых микрорайонов.В апреле того же года на заседании столичного правительства было объявлено о разработке десяти пилотных проектов по реорганизации территорий, принадлежащих РЖД. О потенциале программы говорило хотя бы то, что только одного из участков расположенного рядом с Поклонной горой по расчетам оказалось достаточно, чтобы построить около 1 млн кв. м площадей.Вскоре был создан Координационный совет с постоянной рабочей группой по развитию совместной программы с РЖД по освоению этих территорий. А уже через год работы совета стало известно, что определены конкретные участки под застройку и начат поиск инвесторов.Сейчас эксперты считают, что одним из инвесторов этого весьма финансовоемкого проекта (по некоторым оценкам – $10–15 млрд) выступит само ОАО РЖД. Компания сможет использовать в качестве девелоперов (то есть компаний, которые будут управлять конкретными проектами) дочерние структуры, а в качестве подрядчиков – сторонние строительные организации.Кстати, об одном проекте, который может иметь отношение к реорганизации железнодорожных территорий – удивительном комплексе, который начинают проектировать в компании Mirax Group, «Вечерка» рассказывала в своем номере от 27.07.07 в статье «Железные дороги скоро накроются».[/i]