Взгляд в «Окно»
[b]Основной конкурс Выборгского фестиваля «Окно в Европу» называется «Осенние премьеры», что контрастирует с южной 30-градусной жарой, необычной для августа в старинном городе на берегу Финского залива. Зато фильмы – пока – и впрямь осенние.[/b]В «Доме на Английской набережной» режиссер Михаил Богин рассказывает о судьбах трех женщин: дочери фабриканта, ее горничной и циркачки Лизы. Личные трагедии на фоне тяжких исторических событий. Вроде бы смотреть надо взахлеб, а между тем скулы сводит от скуки и предсказуемости. Кино, похожее на старое пыльное платье, вытащенное из нафталинного прабабушкиного сундука. Вычурная манера повествования, дурная литературщина текста, вкусовые проколы, пафосная игра актеров – все здесь старомодно и претенциозно. Три молодые исполнительницы с течением сюжета превращаются в трех зрелых актрис – это Людмила Чурсина, Нина Дробышева, Ольга Волкова. Смешно, когда одна из молодых, просто вылитая Дробышева времен «Чистого неба», становится Ольгой Волковой. А играющая тут же рядом настоящая Нина Дробышева оказывается совсем другим персонажем.Ну ладно, Михаил Богин. Всетаки со времен своей классической короткометражки «Двое» он долгое время отсутствовал в нашем кинопроцессе. Но когда вполне молодой еще Алексей Мурадов снимает сегодня якобы комедию «Ночные сестры» с в стиле дешевого «кооперативного» кино начала 90-х, с тяжеловесным и необаятельным Алексеем Макаровым в главной роли, становится грустно.Словно время остановилось и в огромном киномире ничего не происходит. Немногим лучше «Кружовник» Арво Ихо о любви художника-авангардиста и провинциальной домохозяйки на фоне Олимпиады 80-го года. Своеобразный ответ продюсеров Игоря Толстунова и Александра Роднянского «Грузу 200» Алексея Балабанова. Если у него все черно, то «Кружовник» излишне светлый, явно пересахаренный и в результате несъедобный.Кстати, Алексей Балабанов не только открыл конкурс «Выборгский счет» своим «Грузом 200», но и посмотрел 10 лет спустя на большом экране в кинозале собственный фильм «Брат». Вспомнить, как снимался знаменитый «Брат», в Выборг приехали вместе с Балабановым продюсер Сергей Сельянов, актеры Светлана Письмиченко, Анатолий Журавлев и Виктор Сухоруков. Я тоже вспомнила, как на моих глазах режиссер Балабанов сказал Бодрову: давай придумаем общее кино, вот только денег на него очень мало, и Сережа ответил: давай. Президент «Окна в Европу» Армен Медведев заметил что Сергей Бодров подарил нам впервые по-настоящему свободного героя, а Виктор Сухоруков сказал, что «Брат» – настоящий учебник 90-х годов, по этой картине можно многое понять в нашей недавней истории.История XV Выборгского фестиваля тоже сохранится. Ее записывает в своих ежедневных дневниках новый телеведущий – всеми любимый Виктор Сухоруков.Впервые для поездки на фестиваль у Виктора набрался огромный чемодан. Каждый день он изобретает новые наряды, почище всякой Тины Канделаки. У него одежда не просто модная, но забавная, остроумная и в «тему».Сухоруков оказался к тому же большим выдумщиком. То он поет в кадре, то делает зарядку – все не для развлечения, а чтобы увлекательнее представить новые лица нашего кино. Например, актрису Анну Слынько и продюсера Ирину Смолко, которые привезли в Выборг дебют режиссера Александра Горновского «20 сигарет», своеобразную смесь драмы и рекламы. Герой фильма пиарщик Андрей в стильном и талантливом изображении Ильи Любимова в течение одного трудного дня должен решить, какой будет его дальнейшая жизнь. Это одна из Гала-премьер фестиваля «Окно в Европу».Еще был смешной и своевременный «День выборов» Олега Фомина на основе популярного спектакля «Квартета И». Зрителей Выборга ожидают также галапремьеры криминальной комедии «Антидурь» и мелодрамы «Красный жемчуг любви». Как раз эти фильмы могли стать горячей и актуальной конкурсной программой, а «Осенние премьеры» подошли бы тем, кто любит похолоднее. Но Выборгский фестиваль в конкурсном отборе по-прежнему придерживается ретростиля. Зато «Выборгский счет», где фильмы оценивают исключительно зрители с помощью анкет, сможет пересмотреть итоги других фестивалей, подтвердить их или опровергнуть.Тут все последние громкие премьеры – от «Простых вещей» Алексея Попогребского, «Русалки» Анны Меликян до «Изгнания» Андрея Звягинцеваи «Путешествия с домашними животными» Веры Сторожевой.Звездную ауру фестивалю придал стремительный приезд – всего лишь на несколько часов – ослепительной Ренаты Литвиновой. Короткая стрижка, алый сарафан, алая помада, ломкие жесты и такие знакомые, только ей присущие интонации сразу же убедили всех, что новый проект Литвиновой надо поддержать. Еще бы! Рената заканчивает музыкальную картину «Зеленый театр в Земфире». Выступление Земфиры в Зеленом театре, где она спела лучшие песни из трех своих альбомов, уже успели окрестить великим. «Она потрясающе сильная личность, – говорит Рената о своей любимой певице. – Такая же феерическая, как Кира Муратова. Единственная, кто может держать зал на протяжении нескольких часов. И быть героиней музыкального фильма. Подобным магнетизмом обладал в свое время Виктор Цой. Сейчас нет никого, кто был бы с ней вровень».Прокатчики уже проявляют большой интерес к фильму Литвиновой и поздней осенью он должен появиться в кинотеатрах.[b]Выборг[/b]