Билет в красивую жизнь
[b]История о том, как очередная Фрося Бурлакова (на этот раз ее зовут «Халя Соколова») завоевывает себе место под столичным солнцем, интересна прежде всего тем, что снял ее такой мастер, как Кончаловский. Ведь не раз мэтр заявлял о своей непримиримой ненависти ко всему «глянцевому» и приверженности «высокому искусству».[/b]«Режиссер с мировым именем, на счету которого десятки кинолент, театральных постановок, победы на престижных фестивалях, после долгого и неоконченного романа с театром, возвращается на съемочную площадку, чтобы поговорить о глянце, который стал новой мировой религией», – пафосно вещает пресс-релиз фильма.Ахтунг! Оказывается, цитирую: «Глянец», как и любая картина Андрея Кончаловского, – это не дань моде, хотя именно о ней фильм. «Глянец» – это срез современности, квинтесенция настоящего, гениально пойманное мгновение» (орфография сохранена).Ой ли? Конечно, в отличие от бесконечных мыльных историй о провинциальных Золушках, рвущихся в столицу, с их глянцевым дизайном, резиновыми актерами и дубовыми диалогами, это все-таки кино. Причем профессиональное. Слепленное Кончаловским по безошибочному лекалу в соавторстве с хваткой Дуней Смирновой. Гениальное? В коммерческом плане – безусловно. Кассу сделает, несмотря на лето – к гадалке ходить не надо. «Москва слезам не верит» и «Дьявол носит Prada» просто отдохнут…Что же все-таки снял Кончаловский? Сами авторы обозначили свое произведение как «комедийную драму – пародию на современное общество». Визуальный фельетон? Карикатуру на нравы? Но в операторы позвали модную Марию Соловьеву из R.G.C.А саундтрек («Дорогие Мои Москвичи», «O Sole Mio») доверили не кому-то, а самому Диме Билану. Чтобы придать достоверности, на съемки показа мод позвали всю тусовочную общественность Москвы во главе с неизбежными Конеген и Вишневским.Актеры – сплошь звезды и примкнувшие. Убедительна Ирина Розанова в роли влюбленной в собственного фотографа редактора глянцевого журнала Алины. Ефим Шифрин в роли модельера Шифера – жеманный клон Карла Лагерфельда. Геннадий Смирнов в роли Пети – просто тень реального Петра Листермана, известного поставщика «мохнатого золота'BB. Алексей Серебряков в роли критика Стасиса воплощает все зло журналистской профессии. Наконец, Александр Домогаров как миллионер Клименко, утомленный жизнью и деньгами – не предел ли мечтаний девушек? В роли провинциальной красотки, алчущей глянцевого счастья, конечно, Юлия Высоцкая, чья судьба в реальной жизни весьма резонирует с сюжетом. Свою героиню она мажет сочными мазками, на грани клоунады, педалируя южный акцент и прямо-таки убийственную тягу ко всему шикарному.Некоторое обаяние героине придает то обстоятельство, что сама Галя не выходит на большую и светлую панель, как остальные героини – девушки из модельного агентства – а всетаки худо-бедно пытается честно заработать на апельсиновый сок. Сначала – швеей у Шифера, потом – домработницей у владельца агентства. «Петя, мы б…ми торгуем, да?» – простодушно спрашивает она хозяина.И сразу зарабатывает в его и наших глазах сто очков. Хотя при этом сама отнюдь не отказывается от своего билета в красивую жизнь. Не будем описывать, в какой позиции ее осматривает герой Домогарова, вдруг решивший найти себе жену, похожую на Грейс Келли, и не пожалевший на это дело миллиона. Высоцкая как Грейс Келли, снятая умным объективом Влада Локтева, заставляет задуматься об искусстве грима и мейкапа. Но вот этот запал дворняжки, почуявшей лакомую косточку, задорный жадный блеск в ее глазах – его не утаишь, как ростовский акцент, который вдруг исчезает у героини самым таинственным образом.Впрочем, с исчезновением тут много непоняток.Вот финал. То ли Галю кончает в лесных чащобах экс-друг сердечный Витек (Илья Исаев), оказавшийся вдруг охранником у Клименко. То ли она выживает и живет в гламурных мечтах у ювелирных витрин рядом с богатым мужем…Словом, финал открыт, выбирайте сами, что вам больше по душе. А еще – некоторые герои, лишь разок засветившись на экране, вдруг таинственно пропадают – вроде пластического хирурга, в роли которого вдруг возникает Артемий Троицкий.Похоже, авторы отрубали сюжетные ветви прямо на ходу, не обращая внимания на такие несуразицы, как, к примеру, возраст героини. Сразу после двадцати ей вдруг уже тридцатник… Что по меньше мере странно, учитывая слаборазвитый интеллект Гали…Но у самого Кончаловского с интеллектом все в порядке. Как и с бизнес-чутьем. Поэтому его ненависть к глянцу так похожа на тайную фамильную страсть. Развенчивание новой мировой религии – на признание ей в любви.Вслед за пелевинскими «дискурсом» и «гламуром» в общественное сознание теперь навечно впаян «глянец» от Кончаловского, который на самом деле – «антиглянец». Так глубоко по-русски…Но это уж для совсем тонких ценителей.