Спор музеев и Церкви завершен
[b]Дело воинствующих академиков, озабоченных проникновением православия в нашу повседневную жизнь, нашло своих продолжателей.[/b] После того как в пятницу патриарх Алексий II и руководитель Россвязьохранкультры Борис Боярсков подписали соглашение о сотрудничестве по сохранению объектов культурного наследия, раздались возмущенные голоса: РПЦ, мол, станет единоличным собственником всех храмов и святынь. днако, если быть объективным, то следует заметить, что ни о какой реституции, в ходе которой «могут погибнуть уникальные памятники и коллекции», речи на встречи в резиденции патриарха не шло, да и не могло идти, так как ведомство Боярского не имеет отношения к имущественным вопросам.Но слово не воробей, а потому музейные работники заволновались, расценив это соглашение как конец их сопротивлению передачи РПЦ храмов, икон и утвари. Их даже не успокоили слова патриарха, который поблагодарил всех работников музеев и органов охраны памятников, «за сохранение многого из того, что могло быть потеряно для будущего нашей страны». «Думаю, мы начинаем новый этап совместной работы по сохранению того духовного исторического наследия, которое у нас имеется», – сказал Алексий II.Но почему же в музейном сообществе утвердилось мнение, что возвращение РПЦ в пользование уникальных памятников чревато как раз их утратой? Ведь сегодня мы видим, что те храмы и монастыри, где началась приходская жизнь, обретают свое великолепие, восстают из руин. Происходит это, по словам Боярскова, благодаря «самоотверженному, беззаветному труду верующих, которые вкладывают в это свою душу и силы».Да и вообще в настоящее время большой проблемы в сотрудничестве музеев и церкви нет. Есть показательный пример такого сотрудничества – храм святителя Николая в Толмачах. Это обычный приходской храм столицы, но это же и один из залов Третьяковской галереи. Именно тут в бронированном киоте хранится главная православная святыня – Владимирская икона Божией Матери, которую видят все посетители галереи и перед которой молятся верующие.Получается, что святыни и памятники могут быть доступны верующим, и при этом специалистыимеют возможность контроля за их состоянием и приходят на помощь в критических ситуациях. Так, во время пожара в Троицком соборе в Санкт-Петербурге в прошлом году сотрудники Росохранкультуры вместе с клиром и прихожанами обеспечили сохранность нескольких древних икон, которые записаны в реестре музейного фонда.Конечно, еще не все батюшки знают премудрости реставрации икон и храмовой росписи, поэтому священноначалие РПЦ приняло на себя обязательства обучить всех настоятелей, в ведении которых находятся памятники культурного наследия, правилам их использования. Чему, собственно, в числе многого другого и было посвящено подписанное соглашение.