«Черный ворон» позеленел
[b]Вчера руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) представило заинтересованной общественности новую модель автомобиля для транспортировки спецконтингента – проще говоря, автозака.[/b]Или, если совсем уж проще, черного воронка. Отныне воронок стал полностью зеленым – ГОСТ требует исполнять кузов в защитной расцветке. И впервые встал на шасси КамАЗа.Кроме того, его кабина – также впервые – снабжена устройством GPS-навигации, позволяющим не только отслеживать положение автомобиля на местности, но и регистрировать через спутник закрытие и открытие его дверей, а кузов оборудован автономной печкой. По словам начальника управления механизации и автотранспорта ФСИН Андрея Шегала, в ближайшей перспективе в помещении для перевозки осужденных будут ставить кондиционеры, чтобы в жару не задохнуться.Фокус в том, что эти современные автомобили делают для себя… сами заключенные. Из Набережных Челнов в поселок Сухобезводное, что под Нижним Новгородом, поставляют только шасси. Все же сборочные работы производятся в тамошней 14-й исправительной колонии. Пока, правда, выпустить удалось лишь три готовых изделия. Но благодаря кооперации с КамАЗом в колонии уже создана тысяча новых рабочих мест, а зарплата, составлявшая прежде скромные 1800 рублей, выросла вдвое.– В нашей системе растут нормы довольствия, мы отказываемся от консервов в пользу натуральных продуктов, в рационе осужденных и подследственных становится больше мяса, яиц, соков, – рассказал репортеру «ВМ» начальник управления ресурсного обеспечения ФСИН Олег Царьков. – Значит, требуются автомобили для перевозки продуктов, и в первую очередь рефрижераторы. Сегодня мы представляем здесь подобную разработку, также выполненную на камазовских шасси. От прежней газовской модели ее отличают большие вместимость и надежность.Кроме того, в 14-й колонии на той же самой производственной линии освоили выпуск обычных грузовиков, машин для перевозки оперативных нарядов охраны и цистерн-каналоочистителей. Один только перечень модификаций дает понять: автомобилестроители с зоны рассчитывают не только на внутренний заказ ФСИН, но и на как можно более широкий бизнес-проект, способный охватить самые разные структуры – от Министерства обороны до Водоканала.Возвращаясь же к пресловутому «воронку», свидетельствую: выглядит он ничего себе. Внутри – разделенные перегородкой две камеры на 15 персон каждая, снабженные парой узких скамеек. В «голове» кузова, у водительской кабины, – миниизолятор на одного зэка и места для двух охранников. Правда, испытать этот автомобиль в движении не разрешили: мол, статус спецавтобазы не позволяет.Так что почувствовать себя полноправными пассажирами журналисты не смогли. Может, оно и к лучшему?[b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]В марте 1936-го с конвейера ГАЗа сошел первый автомобиль ГАЗ-М1. В те времена автозавод носил имя Вячеслава Молотова, поэтому в индексах автомобилей стояла большая буква «М». По идее, ГАЗ-М1 должен был именоваться «Молотовец-1», но в народе машина получила прозвище «эмка». На ней ездили руководители местных органов партии, директора заводов и прочие начальники. И на ней же приезжали сотрудники НКВД, чтобы увезти людей в подвалы Лубянки и дальше – в бесконечность.Теперь уже, наверное, невозможно установить, кто же первым окрестил машину «черным вороном», «черным воронком»? Родилось в народе. И очень точно: в самом деле, вестник страха, вестник смерти, черный ворон-воронок! Сколько душераздирающих историй, сколько песен про него сложено…[/i]