Путь к душе – через кошелек?
[b]Оказывается, Москва – единственная столица в мире, которая проводит ежегодный Фестиваль социальной рекламы. Об этом и о многом другом я узнала на первом дне форума.На войне как на войне[/b]Социальная реклама – это призыв, который идет импульсом от позвонка к позвонку и выливается в коллективную волю. Так рождается общественный порыв. Значит, скажет септик, это всего лишь набор медиаинструментов, которыми в наших душах «орудуют профессиональные рекламщики»? – Да, но заниматься этим можно, только если ты разделяешь те ценности, которые рекламируешь, – уверяет директор агентства социальной информации Елена Тополева.Лучшее проявление этого профессионализма на все времена – плакат «Родина-мать зовет!» Но представьте себе вместо лаконичного, как бы сейчас сказали, слогана что-то вроде: «Уважаемые граждане, просьба записываться в добровольцы для участия в Великой Отечественной войне». Невозможно представить, правда? Скажете, тот особый ритм, стиль, пафос могли родиться только в особое время и в особых обстоятельствах? Да, сейчас не те времена. Но сегодня каждый год на дорогах России гибнут 35 тысяч человек.– За последние десять лет мы потеряли областной центр, – говорит начальник управления общественных связей Административного департамента МВД РФ Валерий Грибакин. – Каждый день под колесами автотранспорта гибнут 2–3 ребенка. За год – целая школа.Но и на войне есть правила ведения боя. Вот и принципы социальной рекламы строги: мотивированность должна быть нематериальной. Поэтому вы никогда не увидите плаката: «Позвони «02» – получишь приз» или «За трех усыновленных детей – бесплатная поездка в Египет!» Настоящий профи, который делает социальную рекламу, может рассчитывать только на силу слова, а не на эффект посулов.Взывать можно только к человеческим потребностям в вечных ценностях – добре, верности, самопожертвовании. Не каждое слово, согласитесь, способно их разбудить.[b]Сколько стоит социальная реклама?[/b]Самый малобюджетный и максимально эффективный «проект» социальной рекламы я увидела однажды в маршрутном такси. Шофер потратился только на листок бумаги, на котором написал: «Чем тише вы просите остановить, тем дальше я вас увожу».Точное попадание в целевую аудиторию, талантливая текстовая подача – и стопроцентный эффект! А вот, например, на проект «Наши дети» про патронатную семью, который мы часто видим по ТВ в рекламных роликах «Быть рядом – просто», ушло порядка 3,5 миллиона рублей.Кто же платит такие деньги? Тот, кто заинтересован в результате. Например, Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы.– Когда мы поняли, что энергопотребление в Москве растет, энергомощностей не хватает, и они будут в дефиците еще порядка двух лет, то решили, что без социальной рекламы энергосбережения нам просто не обойтись, – рассказывает первый зам. руководителя департамента Всеволод Плешивцев.С начала реализации проекта «Экономь энергию» заинтересованность граждан в энергосбережении возросла на 60 процентов.История Федерального космического агентства еще интереснее.– Мы стали осознавать, что безграмотность россиян относительно наших космических завоеваний ужасающая! – говорит пресс-секретарь ФКА Александр Воробьев. – Наша молодежь меньше знает о Гагарине, чем даже американская, для которой «Армагеддон» – документальный фильм.Тем более не знают, что космическая эра началась не тогда, когда первый космонавт полетел в космос, а когда мы запустили искусственный спутник земли. Поэтому мы решили провести рекламную кампанию к 50-летию запуска спутника, 4 октября этого года, под лозунгом «Первый в мире спутник – наш». Сверхзадача государственная – поднять космическую отрасль за счет притока молодых кадров.Эти ведомства нашли средства для такого вложения. Однако, к сожалению, у нас гораздо больше социальных проблем, чем таких ведомств.– Но самое трудное даже не найти денег на социальную рекламу, а разместить ее, – говорит президент Союза социальной рекламы Дмитрий Коробков. – Особенно на телевидении, где действует корпоративное коммерциализированое сознание. Поэтому мы решили действовать через закон и внесли в Госдуму вопрос о принудительном выделении площадей в газетах и времени на каналах ТВ – полторы минуты в день – для бесплатной социальной рекламы.Ну что ж, не всегда путь к душе лежит через сердце.[b]ПРЯМАЯ РЕЧЬ[i]Валерий ВИНОГРАДОВ, заместитель мэра Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма:[/b]– Во всем мире ширится количество социальной рекламы, улучшаются ее технологии, правила игры. Москва не стоит на месте – мы очень далеко продвинулись в этом смысле. За последние годы социальная реклама в городе стала и катализатором, и индикатором развития общества.[/i]