От минимализма к импрессионизму
[b]Александр Самохвалов был воистину универсальным художником советской эпохи. Считается, что именно он создал первые образы новых, советских людей. Потому столь удивительно, что, рисуя многие работы на темы советской жизни, иногда и с агитационной начинкой, он так и не был принят «красной» властью.[/b]На выставке, открывшейся в галерее «Ковчег», показаны картины, которые были переданы вдовой художника Марией Клещар-Самохваловой в собрание Тверской областной картинной галереи. Эта экспозиция открывает Самохвалова с новой стороны. Например, мало кто видел эскизы плакатов («Расти, кооперация!», «Жиртрест») и оберток жестяных банок. Также Самохвалов был автором иллюстраций к таким книгам, как «Евгений Онегин» Пушкина, «История одного города» Салтыкова-Щедрина и «Лже-Нерон» Фейхтвангера – они были знакомы очень многим людям его поколения, и на выставке можно увидеть оригиналы.Скульптурные работы, наброски, пейзажи – некоторые работы коллекции зрители увидят впервые, как, например, серию графических портретов 20-х годов.Иногда, торопясь «поймать момент», Самохвалов рисовал их на том, что было под рукой, например на миллиметровке цветным карандашом. В этом цикле и появляются образы людей нового, советского времени – колхозницы и комсомольцы. На выставке представлены и те картины, которые уже давно стали классикой советского искусства, например, знаменитый «Мальчик с самолетиком». А на обратной его стороне совершенно неожиданно оказался перевернутый вверх ногами эскиз «Девушки в футболке» – пожалуй, самой знаменитой картины художника.Почти все техники и жанры: графика и живопись, акварель и скульптура, портрет, иллюстрация книги, плакат, пейзаж, – поддавались этому художнику. Но именно живопись, любимая техника Самохвалова, по-настоящему прославила его. Друг художника Петров-Водкин оказал на своего ученика огромное влияние, и, возможно, кто-то найдет в стилях двух мастеров переклички. Так же, как и его учитель, «Самохвалов любил яркие, «отмытые», чистые цвета, – говорит Татьяна Куюкина, директор Тверской областной картинной галереи, – и по выставке это видно. Очень широкого плана художник».Кстати, не только рисованием занимался Самохвалов: он имел еще и литературные способности. Его книги – «Моя Самаркандия», «Водолазная база» – легко написаны и немного ироничны.Один из самых ярких циклов в творчестве Самохвалова – «Ладога»: серия ранних работ (20-е годы) на темы сельской жизни. Тема деревенского быта всегда была близка художнику, так как сам он вырос в провинциальном Бежецке. Но эти рисунки даже картинами сложно назвать, скорее наброски, выполненные акварелью на небольших листах картона или бумаги. Тем не менее они очень экспрессивны: яркие сочные цвета как нельзя лучше передают деревенский колорит. Кстати, именно за экспрессивность советская власть и не признала Самохвалова. «У него была настоящая живопись: это был чистый импрессионизм, так писать советскому художнику было нельзя. Он был властью не востребован. Самохвалова официально не запрещали, но в музей могли позвонить и заставить снять какую-нибудь работу.На широкой публике ему не позволяли появляться, – рассказывает Владимир Биберин, заведующий научно-экспозиционным отделом Тверской областной картинной галереи. – Он был слишком хороший живописец для своего времени».Самохвалов принадлежит к числу тех художников, которые всегда стараются идти в ногу со временем. В любой период творчества Самохвалов узнаваем, но каждый раз его можно открывать с новых сторон. От минимализма он переходит к импрессионизму, от живописи к графике. Уникальность его таланта – в многогранности, и открыть эту сторону творчества мастера и призвана выставка.[i][b]Выставка продлится до 28 октября[/b][/i]