Юрий Богатырев, не повзрослевший ребенок
Завтра, 20 сентября, в поздний вечерний прайм-тайм (22.15) на телеканале «Россия» премьера: новый художественно-документальный фильм «Большой-большой ребенок». О жизни и творчестве замечательного российского актера и удивительного, в очень многих ипостасях интересного человека Юрия Богатырева. Автор фильма – известный кинокритик и журналист «Вечерней Москвы» Наталья Боброва (производство – «А-Студия» под руководством Ларисы Кривцовой).
Юрию Богатыреву, рано ушедшему из жизни, в этом году могло бы исполниться шестьдесят. Совсем немного! Возраст расцвета для мужчины, по современным меркам. Особенно для творческого человека: зрелость для него всегда означает средоточие всех творческих сил, помноженных на опыт, житейскую мудрость… Но Богатыреву не было суждено дожить и до этих лет. Впрочем, мудрости – в собственно житейском смысле этого слова, этот «большой-большой ребенок», как называли его коллеги, не приобрел ни к тридцати, ни к сорока… И тем не менее мудрость в высшем – широком и философском, художественном смысле – была свойственна ему, как это ни удивительно, с самых ранних кинематографических и театральных работ. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» – в этих и других картинах его роли врезаются намертво в память, врываются в жизнь, не позволяя зрителю – ни сегодня, ни вчера – оставаться равнодушным, несправедливым, черствым, злым… А ведь Богатырев умер почти 20 лет назад, за это время успело вырасти целое новое поколение уже взрослых людей. Но глаза актера, наполненные одновременно страхом и силой, восторгом и беспомощностью, и ныне бередят душу зрителя, вне зависимости от его возраста, достатка, привычек. Именно об этом удивительном свойстве этого таланта – фильм Натальи Бобровой. Об уникальности Богатырева как актера и человека. Уникальности, которую надо, необходимо заметить и запомнить сегодня, чтобы не зачерстветь, не закоснеть в спокойствии или богатстве, благополучии, рутине… Неслучайно вечер в Доме кино, посвященный 60-летию Богатырева, собрал столько заинтересованных, взволнованных участников – от слова «участие»… Неслучайно с трибуны в этот вечер Никита Михалков говорил об актере – что он «обладал дарованиями человека из эпохи Возрождения». И еще Михалков вспоминал об удивительных актерских качествах Юрия – его даре даже не перевоплощения, а именно воплощения в своих персонажей – в их действия, навыки, умения. – Притом что Юра не занимался спортом, он сел на коня за два урока! – не уставал удивляться Никита Сергеевич, освежая в памяти съемочные эпизоды фильма «Свой среди чужих…». – Я был совершенно потрясен, когда мы начали сниматься и должны были с ним скакать. И я так случайно спрашиваю: а сколько ты занимался? Юра спокойно ответил: два раза. Как, возмутился я – вы что, с ума сошли? Как его можно пускать в горы на лошади по каменистой дороге?! Но деваться было некуда, и я решил: ну, попробуем. И вдруг вижу: Юра сидит в седле, как будто в нем родился! Это было совершенно удивительно. А Наталья Боброва на том вечере, выступая вместе с Михалковым, рассказала о своей книге, посвященной жизни и творчеству Юрия Богатырева. В этой книге немало действительно уникальных, не известных ранее фактов из этой актерской и человеческой биографии. Интересно, что фильм Натальи Бобровой не повторяет книгу – скорее продолжает ее. Если в книге больше о творчестве, то в кино перед нами встает живой, часто несчастный, бесконечно трогательный (как в жизни!), нередко неуверенный в себе человек, который очень много мог, умел и… удивительным образом влиял на окружающих. В него влюблялись женщины. Ему почему-то подчинялись уверенные в себе, амбициозные мужчины. Он был большим человеком и в прямом, и в переносном смысле этого слова: недюжинный богатырь, косая сажень в плечах. Ровно в тон собственной «магической» фамилии. Да и в биографии его было немало поистине магического – словно кто-то там наверху устраивал «показательные выступления» человеческих возможностей и одновременно демонстрировал суетность, обманчивость надежд. Поразительно, но прямо перед смертью у Богатырева наметился необыкновенно светлый период жизни, действительно исполненный самых ярких и творческих, и личных надежд. Готовилась большая выставка его картин (Юрий, как известно, был талантливым, точным и своеобразным художником). Было много разных предложений, ролей в театре и кино. И… он встретил наконец-то любовь всей своей жизни! Однако не одному из этих чаяний не пришлось сбыться до конца. На взлете, периодически снедаемый болезнью, Богатырев умер, совсем немного не дожив до своего 42-го дня рождения. Еще один удивительный факт, о котором мы узнаем из фильма: о Богатыреве не просто тепло, но очень интересно, неоднозначно, чрезвычайно творчески и вдохновенно говорят до сих пор его коллеги по актерскому цеху. Прислушаемся к их мнениям. Александр АДАБАШЬЯН, художник, режиссер и актер: – Он должен был прожить долгую, сложную, но в общем счастливую жизнь. Должен был дожить до глубокой старости, сыграть массу возрастных ролей, переходя из возраста в возраст, но не делая при этом никаких попыток сохранить молодость с помощью всяких там специальных подтяжек, ботоксов… Ничего этого ему было бы не надо. И должен был потом преподавать и наверняка был бы очень хорошим педагогом… Ия САВИНА, актриса: – Вот говорят, незаменимых нет, – неправда, многие незаменимы. Нельзя заменить Смоктуновского, Евстигнеева, Борисова, Луспекаева – они незаменимы. Просто те же роли могут играть другие, по-своему. Вот и Юрочка был тоже незаменим. Наталья ВАРЛЕЙ, актриса: – Я Юрочку увидела в первый раз, когда мы поступали в Щукинское училище. Он стоял в окружении абитуриентов, и все, конечно, были суетливы, волновались, а он был такой красивый, спокойный! И настолько притягательный, что мы все в него сразу влюбились. Никаких сомнений не было в том, что он поступит. Потому что уже при знакомстве с ним, сразу как-то само собой появлялось ощущение того, что человек талантлив. И во время учебы он был центром, нашей осью земной: и на занятиях, и на переменах. В паузах, в перерывах он был замечательный рассказчик – очень остроумный, с таким спокойным, своеобразным, мягким юмором. А еще он обладал прекрасным голосом и слухом, замечательно играл на фортепьяно. Ну мы, конечно, дурачились, скакали, а он сидел и аккомпанировал. В общем, его все любили на курсе. Очень жалко, конечно, что сегодняшние зрители не могут прийти в театр на Юру Богатырева, не могут прийти на сегодняшний фильм с Юрой Богатыревым. Я думаю, что очень многие сегодня смотрят старые картины, потому что прекрасно понимают: это совсем другая актерская школа, совсем другая культура, совсем другая эстетика. И это совсем другая человеческая актерская планка. ...Что тут добавишь? Добавить трудно. Посмотрим интересное кино!