От Бранденбурга до Гессена
[b]Когда в середине девятнадцатого века Бисмарк «железом и кровью» объединял Германию, он столкнулся с проблемой диалектов: столетия феодальной раздробленности привели к тому, что жители одного региона с трудом понимали жителей другого, а в особо тяжелых случаях не понимали вовсе.[/b]Эту особенность Германской империи у нас очень хорошо понимали – вплоть до начала двадцатого века в российских справочниках Германия чуть ли не единственной из европейских стран была представлена в виде длинного списка государственных образований, каждый со своим монархом. Полтора века спустя немцы, конечно, научились понимать друг друга – с одной стороны. А с другой стороны – сохранили сложную структуру государства, которое более чем оправданно называется федеративной республикой и делится на федеральные земли с очень широкими полномочиями (вплоть до возможности называться «Вольным государством» – такой статус у Баварии).Для связей Москвы с Германией такая особенность оказалась очень кстати. В отличие от многих других стран, где связи с Москвой ищет только столица, в Германии этим занялись сразу несколько германских федеральных земель и городов; мало того – устроили что-то вроде соревнования в активности. Лидером в этом соревновании, по традиции, являются Берлин и Бавария, но у них очень сильные конкуренты, каждый со своими особенностями. В результате чуть ли не каждую неделю либо германские эксперты и бизнесмены гостят в Москве, либо московские – в Германии. Например, на этой неделе ожидается визит в Москву обер-бургомистра города Карлсруэ Х. Фейнриха, а на прошлой Дни экономики Москвы принимал «Париж на Рейне» – Дюссельдорф ([i]«ВМ» сообщала об этом событии в минувшую пятницу, 21 сентября[/i]), обладающий чуть ли не самыми старыми традициями сотрудничества с нашим городом.А чуть ранее в Москве побывали делегации двух относительно новых германских партнеров Москвы, о которых следует рассказать чуть подробнее, так как эти контакты оказались довольно многообещающими.[b]Бранденбург[/b]Бранденбург – одна из небогатых восточно-германских федеральных земель, для которых переход из «гэдээровское» в «фээргэшное» состояние оказался очень непростым. Северо-восток Германии в эпоху господства прусских помещиков был для этой страны поставщиком сельхозпродукции и солдат, но отнюдь не высокотехнологических товаров. Однако в двадцатом веке оказалось, что сельское хозяйство вовсе не обязательно должно быть отсталым – наоборот, оно тоже может и должно быть высокотехнологичным. Премьер-министр Бранденбурга М. Платцек на встрече с Юрием Лужковым сосредоточил свое внимание на достижениях именно в этой области. Что-то для нас, может быть, чуть менее актуально – бранденбургские селяне всерьез озабочены проблемами биоэнергетики, под которыми они понимают «выращивание культур, пригодных для получения биоэнергии». Что-то – более; например, постоянный рост урожайности сельскохозяйственных культур. Об уровне развития аграрной индустрии в Бранденбурге свидетельствует такой факт – далеко не во всякий регион Юрий Лужков отправит на стажировку группу московских пчеловодов.Другая особенность Бранденбурга, которой он решил поразить московское воображение – его логистические возможности. Система складов и транспортных путей там создавалась в последние годы заново и, что называется, «по уму» – в результате, по мнению Платцека, в этой самой территориально близкой к России федеральной земле созданы идеальные условия для грузоперевозчиков и достигнута интеграция с логистическими центрами железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. А раз есть опыт, им нужно делиться; Юрий Лужков признал, что Москва испытывает нужду в современных логистических центрах и готова к сотрудничеству.Заходила речь и об опыте, накопленном бранденбуржцами в «санации» панельного жилого фонда без отселения жильцов; впрочем, таким опытом может поделиться любая восточногерманская федеральная земля начиная с Берлина – тем лучше, есть возможность выбрать.Наиболее необычной темой стало обсуждение компании «ББ Бау+Боден», которую тоже представил премьер-министр Платцек. Бранденбург долгие века был германским пограничьем, и в нем чаще, чем в других немецких землях, встречаются славянские фамилии. Поэтому в этой федеральной земле велик интерес к корням и в целом к этнологии, и одним из подтверждений этого интереса является историческая деревня Александровка. В ней «ББ Бау+Боден» предложил объединенными усилиями создать центр московских народных художественных промыслов – городок русских ремесленников с мастерскими (работа мастеров по вахтенному принципу), демонстрационный зал, торговые помещения, ресторан московской кухни.[b]Гессен[/b]А вот Гессен расположен в совсем другом конце Германии – постиндустриальном и очень зажиточном. В сентябре прошли всего-навсего вторые Дни экономики Гессена в Москве, и, судя по составу официальной делегации, эти Дни были скорее разведкой – министр экономики, транспорта и земельного развития Гессена доктор Алоиз Риль привез с собой несколько депутатов Ландтага (парламента земли Гессен) и сотрудников управления по содействию экономического развития «Хессен Агентур Гмбх».С московской стороны гессенцев принимал первый заместитель мэра в столичном правительстве Юрий Росляк, а сама экономическая презентация Гессена прошла в здании правительства Москвы на Новом Арбате, 36. По итогам переговоров Алоиза Риля и Юрия Росляка было подписано коммюнике, содержащее информацию о направлениях возможного сотрудничества.Итак, гессенские предприниматели готовы сотрудничать с москвичами в строительстве и в частности в регенерации городских производственных территорий (с этим предложением в Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы обратилось архитектурное бюро «Альберт Шпеер и партнеры»), в информационных технологиях и технологиях мобильной связи, в области финансового консалтинга, в энергетике и в медицинской технике. Вполне естественно, что главным интересом участвовавших в Днях экономики Гессена фирм является выход на московский рынок – этим объясняется повышенный интерес гессенской делегации к таможенным терминалам московских аэропортов.Однако из этого совершенно не следует, что на московско-гессенской дороге будет одностороннее движение. Уже через месяц – а именно 31 октября и 1 ноября – Москва впервые проведет в Гессене собственные Дни экономики, для чего в столицу этой федеральной земли – город Висбаден отправится делегация московских бизнесменов и специалистов.