Рабочим кадрам нужен прорыв
[b]О дальнейшей судьбе недавно принятой программы развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры» на 2008–2010 годы рассказал читателям «Вечерки» председатель Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил АНТОНЦЕВ (фракция «Единая Россия»).– Михаил Иванович, как вы оцениваете сегодняшнее состояние профессионального образования в Москве?[/b]– Анализ предварительных результатов выполнения городской целевой программы «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования на 20052007 гг.» показал, что главные ее цели были достигнуты. Сохранена городская материально-техническая база сети профессиональных учебных заведений, проведена их организационно-структурная реорганизация.Впервые в РФ сформирована система колледжей с реализацией интегрированных образовательных программ основного общего, начального и среднего профессионального образования, реализован комплекс мероприятий по обеспечению учебного процесса более 90 тысяч молодых москвичей.Принят Закон г. Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании». Ведомственные техникумы и ПТУ перешли в городскую систему из федеральной. Создана эффективная система социальной поддержки учащихся колледжей. Среди учащихся ПТУ организованы профессиональные конкурсы.Безусловно, это является добротным фундаментом для выработки новой трехгодичной программы, исходя из реалий сегодняшнего дня.[b]– Для чего нужна городу новая целевая программа развития начального и среднего профессионального образования «Рабочие кадры»?[/b]– Проект программы «Рабочие кадры» был предметом заинтересованного и всестороннего рассмотрения на совместном заседании комиссий МГД по социальной политике и трудовым отношениям и по науке и образованию депутатами, членами Молодежной палаты при Московской городской думе совместно с представителями департаментов и управлений правительства Москвы, префектур, профсоюзов и работодателей, директорами колледжей.В ходе рассмотрения депутаты МГД выразили мнение, что данная программа жизненно необходима городу и ее нужно поддержать. Но вместе с тем были высказаны серьезные замечания и предложения, направленные на решение накопившихся серьезных проблем в городской системе начального и среднего профессионального образования.В тексте проекта программы говорится о нехватке 120 тыс. рабочих кадров. Однако четкие сведения по отраслевой потребности в кадрах на сегодня и ближайшие годы отсутствуют. Не предусмотрено изучение рынка труда для определения спроса на выпускников среднего и начального профессионального образования по профессиям, по численности, по годам.Необходим прогнозный анализ и на более далекую перспективу, так как в программе закладывается реконструкция, новое строительство учебных заведений, оснащение их необходимым технологическим оборудованием, программными средствами.Развитие городской системы профессионального образования должно осуществляться именно исходя из прогнозных показателей, потребностей экономики города в рабочих кадрах. Только так могут определяться ее приоритеты, дальнейшая специализация учебных заведений, плановые показатели приема студентов и проведение работы по профориентации школьников.Интегрированная оценка эффективности системы профобразования должна базироваться на результате количественного и качественного удовлетворения потребностей рынка труда. Безусловно, следует учитывать и реальный приход молодежи на работу по полученной специальности на предприятия и организации города.[b]– Удастся ли благодаря программе «Рабочие кадры» ликвидировать дефицит квалифицированных рабочих в Москве?[/b]– Учитывая демографическую ситуацию, снижение количества учащихся старших классов в общеобразовательных школах, мы будем вынуждены приглашать на обучение в Москву молодежь из других регионов России и стран ближнего зарубежья. Это, в свою очередь, ставит серьезные проблемы по строительству для них общежитий или гостиниц, созданию надлежащих социальных условий по их быту, досугу, воспитанию уважительного отношения к традициям Москвы в период обучения.Но главное – город должен стать гарантом по их трудоустройству и обеспечению достойного пребывания в нашем мегаполисе. А это куда более серьезная и ответственная задача. Безусловно, этого можно добиться только при непосредственном участии работодателей и нормативно-правовом регулировании этого процесса. Сегодня варианты решения этой задачи пока не проработаны.Целесообразно также использовать европейский опыт по привлечению в колледжи не только школьников, но и людей более зрелого возраста, готовых освоить новую рабочую профессию или повысить свою квалификацию. Это еще одна перспективная задача, требующая серьезной модернизации учебного процесса.[b]– Готова ли сегодня столичная система профессионального образования к такой работе?[/b]– Учитывая продиктованные временем значительно возросшие современные требования к качественному уровню подготовки рабочих, острейшим образом стоит в Москве проблема преподавательских кадров и мастеров производственного обучения.К сожалению, за предыдущие годы так и не решили вопрос повышения им зарплаты. Это в значительной степени привело к тому, что укомплектованность колледжей кадрами сегодня составляет 50%. Из преподавателей только 20% имеют высшее образование, а их средний возраст шагнул далеко за 50 лет.В этой связи депутатский корпус полностью поддерживает планы правительства Москвы по существенному повышению уровня оплаты труда в системе профессионального образования и создания инженерно-педагогической академии. Одновременно с этим мы хотим обратиться к сообществу работодателей с предложением возродить практику направления квалифицированных работников предприятий для работы мастерами производственного обучения.[b]– Назовите наиболее существенные недостатки программы «рабочие кадры» в ее сегодняшнем виде?[/b]– Программой не предусмотрено дальнейшее применение уже накопленного в городе опыта использования средств фонда квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи, для создания учебно-производственных баз в учебных заведениях. Его примерами могут служить созданные новые рабочие места для учащихся на базе ПТУ № 165 и лицея МОД в Южном административном округе, на базе Технологического колледжа № 28 в Юго-Восточном округе.Требует существенной экономической и правовой проработки вопрос совместного участия города и работодателей в капитальном ремонте и материально-техническом оснащении колледжей. Предложенный в Программе вариант изменения налогообложения и внедрения налога на квалификацию по опыту многих европейских стран вряд ли удастся в ближайшее время реализовать в нашей стране. А вот выработать реальные механизмы договоров и соглашений в рамках системы социального партнерства можно и нужно в кратчайшие сроки.Вынужден констатировать, что проект программы не содержит реальных серьезных мероприятий от московского объединения работодателей, и не по причине кулуарной, закрытой или ведомственной процедуры ее разработки. Надеюсь, что после ее обсуждения на заседании правительства Москвы от них поступят конкретные практические предложения, позволяющие придать дополнительную динамику развитию системы начального и среднего профессионального образования г. Москвы.[b]– Что принципиально нового принесет программа «Рабочие кадры» городу?[/b]– Программой, наряду с реконструкцией и материально-техническим переоснащением колледжей, предусмотрено строительство 3 новых учебных заведений.Довольно интересным и целесообразным мне кажется высказанное на заседании комиссии в Думе и на коллегии в префектуре ЮВАО предложение о создании в Москве принципиально нового комплекса профессионального образования – «Коллежда будущего», подобного «Школам будущего», которые уже открываются в нашем городе.Появление в Москве на месте одной из промзон многопрофильного, хорошо оснащенного, с отвечающей современным требованиям социальной инфраструктурой студенческого городка, безусловно, могло бы стать «прорывным» решением в развитии системы профессионального образования.Хотелось бы для реализации этой идеи рассчитывать и на поддержку со стороны федеральных органов власти. Ведь, несмотря на то что национальный проект «Образование» реализуется в нашей стране уже не первый год, в нем не нашлось достойного места для создания «точки роста», кластера по профессиональной подготовке рабочих кадров.