Главное
Истории
Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Как иностранцы пытаются выучить русский язык

Как иностранцы пытаются выучить русский язык

Почему дети любят страшные игрушки?

Почему дети любят страшные игрушки?

Лев Додин: главное открытие – всегда человек

Общество

[b]Подлинной театральной сенсацией стал спектакль Льва Додина «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана, показанный в Москве на минувшей неделе. В «Вечерке» была опубликована рецензия на этот спектакль, который войдет в историю нашего театра не только своими будущими наградами (в этом можно не сомневаться), не только растревоженными и самыми острыми проблемами, не только своей ясностью и стройностью, но и способом «изготовления».Предлагаем вашему вниманию рассказ мастера о том, как рождался спектакль.О романе «Жизнь и судьба»[/b]Это великий русский и европейский роман ХХ века (в Европе его осознают именно европейским романом). Не прочитанный как следует и не осознанный – ни художественно, ни исторически. Просто фантастика, как мы умеем проходить мимо таких вещей.Когда-то мечталось – вот напечатают «Архипелаг ГУЛАГ», все его прочтут, и жизнь изменится. Напечатали – и почти никто не прочел. И ничего не изменилось.Поставить «Жизнь и судьбу» – моя давняя мечта. Я случайно обнаружил его в магазине, когда ставил свой первый спектакль в Хельсинки. Прочел за три ночи.В романе очень много сюжетных мотивов, и сложно с ходу понять, что в центре находится история Виктора Штрума. Эта линия в чем-то автобиографическая, ведь целый ряд перипетий, трагических поступков, который Гроссман так и не смог себе простить, он передал Виктору Штруму. Семейный роман, способность через историю семьи показать историю народа – это вообще свойство большой литературы. Мы составили генеалогическое древо романа, и оказалось, что здесь все со всеми связаны. В этом мощь романа. История проходит через нас, хотя нам часто не дано это ощутить, понять.[b]О постановке[/b]С рождением спектакля связано рождение целой генерации молодых актеров нашего курса. Поступили обычные современные молодые люди – не только Гроссмана, вообще почти ничего не читали. Я сразу же задал им прочесть «Жизнь и судьбу», и потом все пять лет обучений мы изучали архивы, документы, книги – целый пласт русской, советской, европейской литературы, связанной с проблемами ХХ века. Ездили по лагерям – Норильск, Аушвиц. В Норильск мы приехали в 43 градуса. Проезжали мимо открытых карьеров, где люди работали в те же 43 градуса в ватниках и без перчаток. В Аушвице нам даже разрешили начать репетировать.Там сейчас проводят экскурсии, но когда экскурсоводы с группами отходят, можно по-настоящему осознать, как гениален и изобретателен человек в разработке вреда другому человеку. У одной нашей девочки почти отказали руки и ноги от потрясения – мы несколько дней репетировали без нее. Это открытие сводит с ума, но и заставляет думать. Ведь если человек может так низко пасть, то, хочется думать, может и так же высоко подняться. Я это рассказываю не к тому, чтобы убедить вас в качестве спектакля – можно сделать очень многое и потерпеть неудачу.[b]О Европе[/b]Мы не играем для русскоязычной публики. Во всем мире мы играем для «туземного» народа.Субтитры – замечательное изобретение – позволяют донести суть один к одному. Европейская премьера прошла в Париже, в театре «Бобиньи», где впервые в истории продавались билеты на ступеньки. Самое важное для меня в откликах зарубежной прессы – они не воспринимают «Жизнь и судьбу» как роман о сталинских лагерях. Это ИХ роман, ИХ проблемы, а вовсе не проблемы измученной России или поверженной Германии, которые к ним вроде как не имеют отношения. Размышления одного из героев о том, что германский национализм стал душой эпохи, становятся все актуальнее сегодня. И то, что фашизм тождественен коммунизму, для многих европейцев стало трагедией, потому что они верили в коммунизм совершенно искренне, и потерю этой иллюзии до сих пор воспринимают болезненно.Не случайно во Франции роман вышел огромным по французским меркам тиражом в 30 тысяч экземпляров и выдержал несколько переизданий.[b]О Норильске[/b]Зрительный зал был расколот – одни лица возбужденные, другие откровенно мрачные. Им многое не хотелось видеть и слышать – в Норильске существует табу на лагерную тему. Были даже агрессивные нападки на нас, но я человек тренированный в этом смысле. Зато за кулисы к нам приходило очень много бывших зэков. Как сейчас помню одну красивую женщину лет 85 с толстой папкой своего дела. А посадили ее в пятнадцать лет, и отсидела она ровно девять лет десять месяцев и двадцать четыре дня. Она с Западной Украины была, русского языка не знала вообще... Так в Норильске и осталась. Вообще я увидел в зале много лиц, которых давно уже в театре не видел. Я думал, спокойные, интеллигентные лица из театра исчезли. Оказалось, они появляются там, где нужно.[i]Так, как сейчас репетирует Лев Додин, в России, да и в мире, кажется, не репетирует никто. Как правило, мастер набирает курс в театральном училище с прицелом на то, чтобы «разошлось» по ролям «Горе от ума». Лев Додин набрал курс с прицелом на 800страничный роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». В дополнение ко всем положенным предметам его студенты проштудировали сотни книг. Выучили все танцы первой половины прошлого века, хотя танцуют в спектакле не больше минуты («Даже танцы нам совсем не понадобятся, но надо уметь танцевать их если не красиво, то хоть минимально правильно»). Овладели с нуля духовыми инструментами, из которых составился целый оркестр («Нигде, как в оркестре, не понимаешь, что такое сыгранность. Научились петь а капелла музыку любой сложности, вплоть до Си-минорной мессы Баха («Шок от нагрузки очень много значит в образовании»). Объездили концентрационные лагеря России и Европы в «поисках потрясений». На этом спектакле очень точно ощущаешь, что в искусстве нельзя быть приблизительным. («Только эта, и никакая другая, нота и есть искусство»).[/i]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.