Средство от мздоимства
[b]На сайте Правительства Москвы www.mos.ru есть раздел, посвященный службе «одного окна», там можно найти центры обслуживания, реестр документов, службы «одного окна», посмотреть нормативную базу и получить справку о состоянии прохождения заявки в службу «одного окна».[/b]Всем знакома головная боль при мысли об оформлении документов – очередь, потеря времени и головная боль от того, что на один документ будет потрачен не один день. Службы «одного окна» созданы, чтобы минимизировать затраты времени и сил на получение необходимых документов.Вопросы, связанные с этими службами, не раз обсуждались в правительстве Москвы, на заседаниях Московской городской думы. И вот недавно в Зеленограде прошла IV Всероссийская конференция «Опыт реализации принципа «одного окна» и создания комплексных геоинформационных систем управления территориями и корпорациями».В приветственном письме мэра Москвы Юрия Лужкова, зачитанном на открытии конференции, было сказано, что «правительство Москвы уделяет первостепенное внимание системной и последовательной реализации в столице мер, направленных на устранение административных барьеров, упрощение и сокращение бюрократических процедур. При этом ключевое значение имеет переход городских организаций в работе с жителями и юридическими лицами в режим «одного окна». Убежден, что нынешняя конференция выработает новые эффективные подходы к решению задач административной реформы».В рамках конференции состоялся видеомост, который нам показал, что в разных странах у служб «одного окна» задачи и проблемы совсем разные. Идея одна – создать взаимодействие между гражданином и государственной властью, которая является очень сложной системой. Например, в Индии основная проблема – это отсутствие связи с труднодоступными сельскими районами (в таких районах проживает 70% населения). В этой стране не во всех регионах есть электричество, и через службу «одного окна» можно вызвать мастера и зарядить мобильный телефон.В Германии стоит задача упрощения системы оплаты налогов и штрафов. А в Сан-Паулу – крупнейшем городе Бразилии, который является одним из самых многонаселенных городов мира, – озабочены тем, чтобы избавиться от очередей за основными удостоверениями личности, которые полагаются жителям этой страны в обязательном порядке.Правительство будущего будет правительством «одного окна». Подход «одного окна» – это оптимальное выражение централизованности гражданского общества. Также каждое правительство должно обеспечить граждан и бизнес-структуры свободным выбором каналов для взаимной коммуникации, взаимодействия и активности в соответствии со своими предпочтениями, способностями и нуждами. Кроме веб-доступа к правительственным серверам, ряд стран успешно использует такие каналы, как общедоступные гражданские сервисные службы, автоматические киоски, центры вызовов, мобильные сети и компьютерное телевидение.На конференции мы встретились и побеседовали с Владимиром Юзвиковым – начальником Управления по координации и развитию административной реформы правительства Москвы, он рассказал о современном состоянии реализации идеи «одного окна» в Москве.По словам Владимира Юзвикова, на сегодняшний день среди значительного количества государственных функций и государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, выдача документов является самой массовой и востребованной.Каждый год в Москве регистрируется порядка пяти миллионов обращений граждан и юридических лиц за документами в органы власти. Всего выдается заявителям 437 видов документов. Из них 33 вида документов (около 8%) оформляются территориальными органами исполнительной власти, а 404 вида (около 92%) – отраслевыми органами власти, государственными учреждениями и унитарными предприятиями. Основываясь на этих цифрах, можно сказать, что все население нашего города выступает основным потребителем государственных услуг по оформлению и выдаче документов, констатировал Юзвиков.Четыре года назад, базисным элементом административных преобразований в городе Москве мэром и правительством Москвы был определен принцип «одного окна». За это время было многое достигнуто – создана фундаментальная правовая база работы органов власти по принципу «одного окна». В каждой городской организации, осуществляющей функции по выдаче документов заявителям в этом режиме, создана служба «одного окна», осуществляющая прием документов. На сегодняшний день в Москве существует 627 служб «одного окна». Разработаны и утверждены правовыми актами правительства Москвы регламенты подготовки всех без исключения документов, оформляемых органами исполнительной власти в режиме «одного окна».– Но в процессе работы мы выявили и недостатки службы «одного окна», – отметил Владимир Юзвиков.Это отсутствие типовых стандартов предоставления государственных услуг в виде выдачи документов в городских службах «одного окна», часто они разрознены и территориально разобщены, в 60 процентах случаев наблюдаются стесненные условия работы госслужащих и дискомфортная обстановка обслуживания заявителей. Около половины всех служб, работающих на сегодняшний день в Москве, неудобно расположены с точки зрения транспортной доступности.Более чем в 75 процентах помещений, отведенных в организациях для размещения служб «одного окна», невозможно предоставлять дополнительные виды услуг, напрямую связанные с оформлением документа заявителю.Многие документы, оформляемые в городе, имеют сложные межведомственные регламенты подготовки и согласования, длительные сроки оформления, признается Юзвиков. Часто бывает так, что, придя в службу «одного окна» за нужным документом, гражданин выясняет, что предварительно он должен был собрать документы по целому списку. Разумеется, что в основе решения данного вопроса лежит принцип хождения документов, информации, а не людей. Однако в соответствии с положениями отдельных федеральных правовых актов ряд документов заявитель может получить только лично в руки, поскольку содержащаяся в них информация носит сугубо конфиденциальный характер.В начале этого года было принято решение о проведении эксперимента в городе по апробации центров обслуживания населения. Было выпущено соответствующее постановление правительства Москвы, и на трех городских площадках созданы такие структуры – центр на базе Юго-Западного административного округа, центр на базе управы Рязанского района Юго-Восточного административного округа, центр на базе ЕИРЦ Зеленоградского административного округа. В основу деятельности экспериментальных центров было положено несколько важнейших принципов, позволяющих вывести систему «одного окна» на качественно новый уровень.Первый принцип – это шаговая доступность получения государственных услуг по выдаче документов. При этом центр в районе сориентирован в первую очередь на потребности физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Второй принцип – это централизация работы служб и воплощение идеи «одно окно для граждан и для предпринимателей в едином присутственном месте». Третий принцип – это максимальный перечень дополнительных видов услуг в пределах помещений, занимаемых центрами. Консультации, правовая помощь, справочно-информационные услуги, запись на прием к ответственным руководителям, прием населения депутатами, услуги центра общественного доступа, также реализован блок технических сервисов: льготное копирование, услуги отделений банков, платежные терминалы электронная запись на прием, фотоуслуги, мини-кафе.Этот перечень услуг сейчас реализован на экспериментальных площадках. Существующие условия работы на этих площадках, с одной стороны, позволяют ускорять получение итогового документа, а с другой, делают процесс общения граждан и предпринимателей с чиновниками позитивным и комфортным. В Зеленоградском округе был организован сall-центр, в котором жители округа могут получить консультации по всем вопросам. Четвертый принцип – это автоматизация управленческих процессов, внедрение современных информационных технологий, позволяющих существенно сокращать общие сроки подготовки документов. Организация доступа органов власти в базы данных друг друга на установленном уровне для оптимизации процесса оформления документа.Эти положения лежат в основе разработки будущей комплексной модели информационного обеспечения центров по работе с населениями и организациями. И наконец, пятый принцип – это территориальное разделение подразделений органов исполнительной власти, где происходит прием и выдача документов, и тех подразделений, где принимается непосредственное решение по согласованию и выдаче документов. Реализация данного принципа является мерой, противодействующей коррупции, и направленной на ликвидацию рынка посредников при предоставлении государственных и муниципальных услуг, подчеркнул Владимир Юзвиков.[b]ЦИФРА[/b][i]В ходе эксперимента в центр на базе управы Рязанского района обратилось 67 320 человек, из них порядка 41 тысячи – за получением документов и 26 тысяч – за консультациями. В центре на базе префектуры ЮЗАО было зарегистрировано 22 тысячи обращений граждан и предпринимателей за документами и консультациями. В Зеленоградском округе оформлено и выдано 20 тысяч документов и проведено около 50 тысяч телефонных консультаций. В центре Рязанского района 96 процентов граждан удовлетворены качеством предоставленных услуг, 97 процентов поддерживают создание аналогичных центров по всей Москве, 85 процентов посетивших центр в Юго-Западной префектуре, удовлетворены уровнем обслуживания, и 84 процента, поддерживают идею тиражирования центров по городу, в Зеленограде 82 процента удовлетворены качеством предоставленных услуг и 93 процента поддерживают идею тиражирования центров по городу.[/i][b]ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ[/b][i]В ходе работы мы изучали опыт зарубежных стран, рассказал Владимир Юзвиков, и в частности западной Европы, и разработали схему, по которой человек на территории одного округа, придя в этот центр в любом районе, смог бы удовлетворить свои потребности в получении документов. Например, москвич делает ремонт и живет у родственников. У него возникает проблема в другом районе, но в пределах одного округа. Он идет и решает эту проблему в Центре обслуживания населения, естественно, при предъявлении определенных документов. Сейчас мы создаем и разрабатываем программу, в которой мы учтем все вышеперечисленные принципы, реализованные на экспериментальных площадках. В результате сможем на деле доказать, что власть должна существовать для народа, а никак не наоборот. Завершение программы – 2010 год, начало реализации – это будущий год.[/i][b]ИТОГИ РАБОТЫ[/b][i]Эксперимент закончился, показав себя с наилучшей стороны. Были созданы совершенно новые условия для этой деятельности, например, в центре района Рязанский есть большой операционный зал для посетителей, в котором расположено порядка 32 окон, в эксперименте участвуют 6 органов исполнительной власти, прежде всего ЕИРЦ, Департамент жилищного фонда и жилищной политики города Москвы, БТИ, жилищная инспекция и паспортный стол. Ясно, что эти структуры предоставляют набор тех услуг, которые наиболее часто сегодня востребованы у жителей города. Это тот комплекс вопросов, который сегодня может быть востребован москвичами в решении любого вопроса, связанного с получением того или иного документа, или с решением любого житейского вопроса.В результате эксперимента мэром Москвы было принято решение о разработке городской целевой программы по созданию в Москве центров обслуживания населения, то есть должны быть развернуты районные центры в 123 управах и окружные центры в 10 административных округах города Москвы. Прежде всего районные центры будут ориентированы на работу с физическими лицами, то есть с москвичами. При этом будет реализовано несколько важнейших принципов, главный из которых – это максимальное приближение к человеку государственных услуг.[/i]