Реку ложкой не вычерпать, нужна плотина
[b]ГУП «Информзащита» создано в самом конце 1990-х для защиты авторских прав на бурно развивающемся в то время рынке аудио- и видеопродукции, а также для приведения торговли в указанной области к единым цивилизованным стандартам. С самого начала этой организацией руководит Михаил ЧУПОВ. Он как раз тот человек, который знает, что такое контрафакт и как с ним бороться.– Михаил Владимирович, кому принадлежала идея создания вашей организации? Какие задачи перед ней ставились? С чем вы столкнулись в самом начале?[/b]– Идея принадлежала Юрию Михайловичу Лужкову, он ее озвучил в 1998 году, а уже 19 февраля 1999-го вышло постановление правительства № 33 о создании ГУП «Информзащита». Перед нами ставилась задача, во-первых, структурировать рынок, отделить «белый» сектор от «серого», во-вторых, составить реестр объектов авторского права в области аудио- и видеопродукции, в котором были бы указаны все легальные правообладатели на тот или иной фильм, фонограмму и т. п.С чем мы столкнулись? Прежде всего с тем, что, несмотря на наличие закона об авторском праве, никто этим правом не занимался, можно сказать, что его не было. На рынке существовало около десятка «белых» компаний, которые работали только с легальной продукцией, остальные работали как кто хотел. Это было время киосков, лотков, они заполонили весь город и торговали тем, что покупали. В том числе и записями, фильмами. Нам надо было отделить тех, кто согласен зарегистрировать этот вид своей деятельности и дальше работать по цивилизованным принципам. Параллельно шла работа над реестром.С обеими первоначальными задачами мы справились, но рынок продолжал интенсивно развиваться и ставить перед нами все новые задачи.[b]– Можно ли сравнить ситуацию того времени с современной?[/b]– Нет. Это совершенно разные рынки, разные проблемы. Начнем с того, что тогда мы работали в основном с электромагнитными носителями, дисков еще практически не было. Мне гораздо легче сравнивать с ситуацией полуторагодичной давности. С тех пор, как вступил в силу запрет на торговлю аудиои видеопродукцией, компьютерными программами на улицах. С тех пор наметился ряд новых тенденций.[b]– Например?[/b]– Ну, начнем с положительных. Сегодня идет интенсивное сближение интересов легальных производителей и потребителей. Прежде всего – в области цены. Начали появляться новинки без дополнительных опций. Это значительно удешевило продукцию и тем самым перевело ее в пиратский ценовой сегмент. Особенно это заметно по музыкальному рынку. Сегодня лицензионный диск здесь стоит не намного дороже контрафактного. В этой области пиратов уже значительно потеснили с рынка. Я бы сказал 70 на 30 процентов в нашу пользу.На рынке DVD это тоже происходит. В сетевых гипермаркетах «Ашан», «Перекресток» и других лицензионные диски со старыми фильмами продаются по 60–75 рублей, новинки – по 80–90. Эти торговые компании увеличивают оптовую стоимость товаров только на величину торговой наценки – 25%. И получается не 300–350 рублей, как было еще недавно. Это также теснит пиратов. Но соотношение пока 50 на 50.А вот среди негативных тенденций отмечу ту, что лоточная торговля достаточно быстро перемещается в подземные павильоны в подуличных переходах и у станций метро.Еще полтора года назад было отмечено, что несколько сетей подземных киосков поменяли владельцев. Причем новые персоны не слишком известны на рынке. И сразу в переходах появилась масса точек с DVD, ориентированных в первую очередь на продажу контрафактной продукции. Сейчас мы стараемся преодолеть эту тенденцию, ведем консультации с руководством метрополитена и Гормоста (организация, на балансе которой находятся подземные переходы).[b]– Из этого примера ясно, что искоренить контрафактную продукцию в столице достаточно сложно. Милиция изымает до 25 миллионов пиратских дисков за год, а они появляются в еще больших количествах. У вас нет ощущения, что вы режете кисель ножом?[/b]– Я бы сказал так: нет смысла пытаться вычерпать реку ложкой, надо ставить плотину. В нашем случае – законодательную плотину. Нет сомнения, изъятие контрафакта с улиц надо продолжать, методики совершенствовать, но пока дело не дойдет до производителей, река контрафакта будет течь в столицу.А вот в направлении производителей перед правоохранительными органами еще недавно выставлялись серьезные преграды.Первая – размещение производств на территории оборонных предприятий. Попасть на нее без специальных пропусков невозможно. А пока сотрудники милиции и наши эксперты получали пропуска, подпольные цеха успевали сворачиваться.Сейчас проблема решена: благодаря совместным усилиям целого ряда ведомств любое производство, не имеющее отношение к оборонке, должно быть вынесено за территорию предприятия. И пираты побежали в регионы. В Тверь, Казань, Санкт-Петербург… Это уже федеральный уровень. Насколько я знаю, там этой проблемой тоже занимаются всерьез.Еще один барьер – коллективное управление. За последние годы в России появилось множество фирм-посредников, которые улаживают отношения между правообладателями, с одной стороны, и теми, кто выпускает продукцию, – с другой. Действующий закон об авторском праве это не запрещает.Многие из этих контор существуют на бумаге, оформлены на умерших граждан других государств и выдают любые лицензии направо и налево. Поэтому когда криминальная цепочка приводит на предприятие, его директор показывает милиционерам лицензию и говорит: «У меня все по закону». А то, что кто-то торгует лицензиями без соглашения с правообладателем, это уже не его проблема, он ничего не знал.Этот перекос будет устранен с введением в 2008 году 4-й части Гражданского кодекса. Там эта ситуация учтена. Однако необходимо еще создать механизм, с помощью которого правоохранительные органы смогут закрывать предприятия, производящие контрафакт. А мы, со своей стороны, будем помогать по мере возможности.Неслучайно мы уже сейчас создаем трассологическую лабораторию, которая позволит по продукту определять предприятие-изготовитель.Вот ближайшие наши перспективы.