Полундра! Пираты
[b]В соответствии с постановлением № 824 от 25 сентября московского правительства в настоящее время создается городской штаб, который займется координацией деятельности в области использования интеллектуальной собственности.[/b]Параллельно с этой работой в Москве прошла очередная масштабная операция «Контрафакт». Наши корреспонденты поучаствовали в нескольких рейдах совместно с сотрудниками ГУВД столицы и экспертами ГУП «Информзащита». Прежде всего мы хотели понять, настолько ли опасно само явление пиратства, что для борьбы с ним создается новая структура. Ведь борьба с контрафактом ведется под руководством Комитета по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы. И достаточно успешно.[b]Ущерб, ущерб и еще ущерб…[/b]Рядовой москвич, проходя вечером мимо лотка с дисками и компьютерными программами, вполне может подумать: и что к ним привязались, удобно ведь. Не надо куда-то ездить, искать… Купил, что интересует, да еще заплатил в 2–3 раза меньше, чем в сетевом магазине. И в этом он, безусловно, прав. Цена – это, пожалуй, единственное, в чем выигрывает покупатель пиратских копий. Правда, не всегда.Тогда в чем же все мы проигрываем? Ущерб для правообладателей понятен и достаточно хорошо освещается в СМИ. На него обычно и делают акцент. Здесь и защита авторского права, и удар по международному престижу страны, и по тем компаниям, которые работают «по-белому».Но есть и еще целый ряд негативных факторов. Начнем с чисто экономических выкладок. Весной нынешнего года в Восточном округе столицы в результате операции, проведенной ГУВД по Москве, в одной из промзон был накрыт склад контрафактных DVD и CD. В огромном помещении под потолком были устроены балки, на которые подвешивались «плечики» с длинными прозрачными контейнерами, в которых одновременно хранилось 2,5 млн штук дисков без коробок.Себестоимость каждого диска для изготовителей – около 1 доллара. Продажная цена – 4 (100 рублей). Таким образом, за один раз из оборота было изъято пиратской продукции на 10 миллионов у. е. При легальном изготовлении около 4 млн поступило бы в бюджеты разных уровней (18% – НДС, 25% – корпоративные налоги плюс несколько более мелких отчислений).Умножим эту цифру на 10. В среднем в 10 раз больше контрафактной продукции изымается из криминального оборота за год в Москве. Затем – умножить на показатель латентности, то есть отношения изъятого контрафакта к реализованному. Относительно этой цифры мнения экспертов заметно расходятся. Но разница все равно на порядок. Получаются сотни миллионов долларов прямого ущерба по налогам в год в одном только московском регионе! Теперь об ущербе для развития рынка. Пираты в нем совершенно не заинтересованы. Они работают только в сравнительно небольшой области новинок и наиболее ходовых фильмов, альбомов, программ, игр. При этом прибыль они делят на две четкие составляющие: свой карман и затраты на преодоление тех препятствий, которые ставятся законодательной и правоохранительной системой. Развитие не предусмотрено в принципе (ну, разве что закупка нового оборудования взамен конфискованного).У легальных производителей прибыль после премиальных выплат в первую очередь направляется на расширение и углубление ассортимента. И то, что значительную часть «пирога» забирают пираты, бьет, прежде всего, по ассортименту на рынке.Особенно серьезно – по его музыкальному сегменту. Здесь существует множество «некоммерческих» направлений – от редко издаваемой классики до фолка и хорового пения, которые были бы вполне рентабельны, не будь столь развит «серый» рынок. А сейчас получается цепочка: из-за пиратов компании недополучают прибыль, поэтому не имеют возможности развивать направления «не для всех», а в итоге из этих направлений уходят талантливые музыканты, поскольку нет возможности записать альбом и что-то на этом заработать.Наконец, ущерб для рядового покупателя. Парадокс состоит в том, что чем активнее власти ведут себя в отношении пиратов, тем худшую продукцию они производят. Дело в том, что пиратская деятельность имеет смысл только при сохранении стабильно невысокой цены. Чем больше потери, тем дешевле приходится приобретать носители, тем более дешевый способ изготовления использовать. Следовательно, растет вероятность для рядового потребителя приобрести копию, которая, что называется, «ни в какие ворота». А деньги вам продавец уже не вернет. В лучшем случае поменяет брак на такой же некондиционный диск.Проблема стоит жестко, и пираты также ищут ее решения.Так, три года назад на московском рынке появились DVD под логотипом «Золотая коллекция». Диски в двойных картонных боксах с пластиковой вставкой, запакованы в целлофан. На коробке – штрих-код, адрес производителя, номер лицензионного соглашения, телефон. И цена как у лицензионного диска.Есть только одно «но»… Сетевые магазины вроде «Союза», торгующие только лицензионной продукцией, их в продажу не берут. Потому что все это липа.– 100-процентная подделка, – рассказывает заместитель начальника экспертной службы ГУП «Информзащита» Андрей Стружкин, – мы проверяли эти соглашения, звонили по указанным телефонам, ничего нет и в помине. А качество…Недавно из Казани привезли миллион этой «Золотой коллекции», там накрыли склад. Мы просматривали выборочно, так встречаются даже экранные копии, где головы зрителей мелькают.И при этом, например, DVD с фильмами бондианы серии «Золотая коллекция» стоят от 300 до 500 рублей в разных районах Москвы. Вот что может получить рядовой покупатель, приобретая пиратскую продукцию.[b]Не более 50 тысяч рублей[/b]Для выезда в рейд наши корреспонденты встретились с координатором совместных действий от ГУП «Информзащита» Андреем Стружкиным в Лубянском проезде в самом центре Москвы. Сидя в микроавтобусе, мы ждали команды к началу действий, а Андрей тем временем объяснял диспозицию: – С трех часов дня наши сотрудники и сотрудники милиции прочесывают город в поисках мест несанкционированной торговли. Все эти места достаточно известны. Например, подземные переходы от Зубовского бульвара до Смоленской площади, район Павелецкого вокзала, район вокруг станции метро «Новокузнецкая» и так далее. Это в центре.Неизвестно только, когда торговцы выставят свою продукцию. Часто они делают это после 18.00, полагая, что рабочий день у работников милиции заканчивается.В этом есть какая-то доля истины, однако в период операций милиции придают дополнительные силы, соответствующим образом инструктируют постовых и участковых, так что накал не спадает в течение всего дня, за исключением нескольких утренних часов. Правда, и нам приходится работать практически круглосуточно. Естественно, изъятие контрафактной продукции с улиц и из павильонов идет постоянно, иначе нельзя, но операция «Контрафакт» – это квинтэссенция всей проделанной оперативной работы. Достаточно сказать, что в обычное время в среднем мы получаем из ГУВД 50–70 обращений за экспертизой в неделю. В период операций это количество возрастает втрое.У Андрея звонит телефон. Следует команда «по коням», и Андрей передает водителю телефон, чтобы звонящий сориентировал его на местности. «Едем на проспект Мира»,– говорит он. Однако приезжаем мы на Зубовский бульвар. Позже Андрей объяснил, что привычка к определенной конспирации выработалась у него автоматически. В первое время совместной работы милиции с экспертами в «Информзащиту» приходили постановления на проверку той или иной точки с адресами. И часто получалось, что приезжали к пустому месту. Значит, кто-то предупредил. Милиция грешила на экспертов, эксперты на милицию. В итоге выработали линию поведения, в соответствии с которой адрес проверки не сообщается никому до последнего момента.В нашем случае предосторожность сработала: в подземном переходе у станции метро «Парк культуры» был развернут длинный лоток. Полный комплект: DVD, CD, компьютерные программы. Причем кино и музыкой торгуют два таджика, а вот программным обеспечением вполне интеллигентный с виду парень славянской внешности. Он здесь старший.– Повезло, – говорит Андрей, – это блуждающий лоток. Давно не можем его накрыть, успевают сворачиваться, меняют место. Теперь главное – провести контрольную закупку. А то продавец скажет, что его попросили присмотреть, и все. Диски-то мы заберем – лоточная торговля запрещена в принципе, а вот разрабатывать милиции будет некого.Мы с Андреем подходим к лотку и начинаем смотреть продукцию. В дальнем конце перехода маячит еще один сотрудник «Информзащиты», но близко не подходит. Это он вычислил точку, поэтому продавцы могли его запомнить.В другом конце перехода появляется и идет к нам плотный мужчина среднего роста в хорошем костюме. С виду он напоминает преуспевающего бизнесмена средней руки. Но я уже знаю, что это – старший инспектор УМБПСПР и ИАЗ ГУВД по г. Москве капитан милиции Андрей Окунев.Он подходит к нам и тоже присматривается к продукции. В это время Стружкин протягивает продавцу 100 рублей и просит дать ему диск с «Монголом». Тот протягивает коробку, Окунев перехватывает руку и негромко говорит: «Контрольная закупка». Магическая фраза в пять минут «выметает» из перехода всех остальных торговцев. При этом несколько покупателей, успевших прицениться к товарам, громко возмущаются. Больше всех кричит парень с бутылкой пива, которому срочно нужен «95-й виндоус».После этого начинается паковка товара. Два таджика исчезают, как и два парня, которых мы идентифицировали как охранников. Они уже снаружи и энергично звонят по телефонам, получают инструкции. Инструкций ждет и «старший продавец», который очень медленно укладывает товар в коробки. Андрей отметил, что когда они получают предупреждение о рейде, сборы занимают не более 5 минут. А тут потихоньку, полегоньку. Но, видимо, от хозяина никаких руководящих указаний не поступает, поэтому коробки постепенно перекочевывают на улицу, а затем и в багажник милицейской машины. В микроавтобусе милиционеры заполняют протокол, эксперт из «Информзащиты» – предварительное заключение о том, что товар имеет признаки контрафакта.Продавец представляется гражданином Белоруссии, паспорта не имеет, хозяина не знает, больше ничего существенного не говорит.– Что ему будет? – спрашиваю я Андрея Окунева.– Штраф, – коротко отвечает он. – Товара на лотке не больше чем на 50 тысяч рублей, за этим они следят строго, следовательно, только административное взыскание. С другой стороны, пробьем данные, поставим на учет. Попадется второй раз – уже другое дело. А вот после 1 января ситуация, я надеюсь, изменится в лучшую сторону.[b]10 миллионов в подвале[/b]Экспертная служба ГУП «Информзащита» располагается в здании Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС) недалеко от станции метро «Беляево». Ее руководитель Андрей Королев обрисовывает суть процесса работы с контрафактом.– После изъятия с лотка контрафактная продукция отправляется в милицию. Там в присутствии продавца и понятых делается опись задержанного, и на следующий день все это отправляется к нам. Эксперт должен осмотреть визуально, если нужно, частично отсмотреть, а затем написать заключение по каждому изъятому диску. Вам, наверное, уже рассказывали о ликвидации склада с 2,5 миллиона дисков. Так вот после этого вся служба два месяца писала экспертизы. Вот, смотрите, – Андрей показывает пухлую папку страниц на 100–120, – вот экспертиза по одному изъятию. Где-то дисков 200.Так что работы невпроворот. Потом материалы передаются в суд, и мы ждем судебного решения. Иногда долго, по году и больше. Все зависит от обстоятельств и судьи. Потом – уничтожение.– Но скажите, – прерываю я, – зачем хранить на складе 2,5 миллиона дисков? Это же нерентабельно с точки зрения маркетинга. Аренда помещения, создание условий хранения, риск быть накрытыми…– Почему нерентабельно? Уход с такого склада – в среднем 50 тысяч дисков в день.Причем все делается под заказ торговых точек, ничего не залеживается. Так что товара у них на 50 дней. Не так уж много. Пополнение идет постоянно, одни партии увозят, другие привозят.– Так вот, – продолжает Андрей, – уничтожение – это тоже определенная проблема. Необходимо договориться с предприятием, где есть измельчающая машина. При этом далеко не всякая такая машина рубит вместе с коробками. Были случаи, когда приходилось нанимать бригаду рабочих для того, чтобы они вынимали диски из коробок и бросали в машину. Коробки же идут во вторичное использование. Все это сильно тормозит процесс. Сейчас, например, у нас склады и здесь, и более крупный в Домодедове, забиты под завязку. Так что готовим уничтожение. Нам бы пару комнат освободить.– Ну, а вообще, эффект от этой каторжной работы виден?– Безусловно. Даже по сравнению с тем, что было год назад. Год назад лотки с пиратскими дисками стояли на Тверской, почти напротив мэрии. По всему Новому Арбату тоже. Сейчас центр практически очищен.Присмотритесь к павильонам в торговых комплексах, в метро, к маленьким магазинчикам. Год назад во многих ничего, кроме контрафакта, не было. А сейчас практически везде уже на 50% лицензии. И покупатель становится разборчивее, и торговцы все больше не хотят неприятностей.После этого Андрей Королев ведет показывать свое хозяйство. В каждой комнате два-три эксперта работают с дисками. Кругом – коробки с отработанным материалом.Каждая перевязана лентой, через нее наклейка-пломба с информацией где, кем, когда и сколько изъято. Эти коробки ждут постановления суда. Их не уносят в подвал, потому что любой судья имеет право потребовать предъявить изъятый товар.В одной из комнат трое ребят работают с компьютерными системными блоками. Это сравнительно новое направление в работе экспертов. Выявление и изъятие контрафактного компьютерного обеспечения. Как правило, из офисов компаний, представители которых сами обращаются за экспертизой.Еще одна комната – идет монтаж оборудования лаборатории для трассологической экспертизы. Такая экспертиза позволяет выяснить, на каком предприятии был произведен данный контрафактный диск, то есть проводит цепочку сразу к изготовителю, минуя промежуточных дилеров и посредников.Оборудование каждого предприятия имеет свои индивидуальные особенности. Как огнестрельное оружие.Затем меня ведут в святая святых – подвал. Проходя через стеклянную галерею, я вижу, как Андрей Стружкин принимает коробки с изъятым вчера конрафактом – машина привезла их из ГУВД на экспертизу.Подвал института – это переходящие одно в другое помещение высотой метра в 4. Все они до потолка завалены коробками с дисками. Встречаются редкие «островки» системных блоков, а все остальное – диски, диски, диски…Те, которые ждут уничтожения. Позже мне сказали, что здесь скопилось около 10 миллионов. Честно говоря, я даже не подозревал, какого размаха достигла реализация контрафактной продукции в Москве. Безусловно, усилий отдела ГУВД столицы и сотрудников ГУП «Информзащита» не хватает, даже если они будут работать по 24 часа в день. Судя по всему, это уже поняли и на уровне московского правительства.Мы выбираемся из подвала и встречаем улыбающегося Андрея Стружкина:– Ну что, посмотрели? А теперь по коням.Поступил сигнал. У Павелецкого опять развернули лоток…[b]КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ[i]Евгений ГЕРАСИМОВ, председатель Комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, член фракции «Единая Россия», кинорежиссер:[/b]– Я начну с того, что в кинематографическом сообществе достаточно часто приходится слышать мнение: мол, ничего страшного в пиратской продукции нет, пусть продают, лишь бы люди покупали и приобщались.В какой-то степени это можно понять. Однако как законодатель я понимаю, что закон не может работать, как кому-то удобно: вот здесь пусть будет, а вот здесь нет. Если закон есть, он обязателен для всех. Нельзя быть слегка беременным! Другой вопрос, что нормального закона об авторском праве у нас пока нет. Тот, что принят в начале 1990-х, касается в основном писателей и музыкантов. Режиссеры под него не подходят, не говоря уже о смежниках – актерах и так далее. Да и музыканты сегодня зачастую не получают авторских отчислений. Следовательно, начинать надо с закона, федерального закона, который учитывал бы современные реалии.Что же касается видеопиратства, то отмечу два характерных нюанса. Во-первых, оно родилось не в современной России. Я помню, как в советское время привез свой новый фильм «Забавы молодых» на первый фестиваль «Золотой Дюк». Существовала только одна легальная копия этого фильма, и она была у меня на руках. Но первое, что друзья показали мне в Одессе, – это мой фильм, который шел по телевизору в холле отеля (с видеомагнитофона). Так что явление пришло оттуда, из прошлого, а в наше время в силу разных причин приобрело огромный размах.Во-вторых, обратите внимание на то, что наличие пиратов на рынке заставляет производителей лицензионных копий снижать цены. Работает принцип конкуренции. Я не выступаю в защиту пиратов, с ними необходимо бороться. Но… уберите пиратскую составляющую – и цены снова начнут повышаться, поскольку российский рынок видео- и аудиопродукции сильно монополизирован. Так что тем, кто сегодня ставит целью искоренить пиратство, надо начинать думать и о демонополизации легального рынка. Эта проблема не за горами.И еще раз подчеркну: нужен закон, который обязателен к исполнению для всех.[/i][b][i]Андрей КОВАЛЕВ, депутат Мосгордумы, член фракции «Единая Россия», музыкант:[/b]– Прежде всего хочу отметить положительную тенденцию. В этом году певица Максим продала 800 тысяч экземпляров своего последнего альбома. Это означает, что, во-первых, на выпуске дисков в России реально можно зарабатывать, а во-вторых, борьба с контрафактной продукцией, которая интенсивно ведется в столице в последние годы, начинает приносить свои плоды.Значит, ее надо продолжать. Сейчас надо как следует тряхнуть этот рынок, как сказал недавно Юрий Михайлович Лужков, говоря о создании городского штаба по борьбе с контрафактной продукцией. Я с ним полностью солидарен.Еще я хотел бы обратить внимание на такой аспект, как работа с потребителем. Нужна масштабная социальная рекламная кампания, адресованная прежде всего к молодежи.Например, вы любите Диму Билана, так поддержите музыканта, покупая его лицензионные диски. Неужели вам не противно брать в руки диск, на котором фотография вашего кумира блеклая, шрифт расплывается, да, в конце концов, зная, что это фонограмма украдена у автора и компании, которая с ним работает.Надо, чтобы молодежь понимала, что музыканты, не получая денег от продажи альбомов, вынуждены постоянно ездить по России в «чесы». У них не остается времени на творчество, они не могут поработать над новым альбомом, снять новый интересный клип.И обязательно надо продолжать бороться с уличной торговлей. Московские лотки стали притчей во языцех. Каждый недоброжелатель, который хочет боднуть наш город, пишет и говорит об этих лотках.Я понимаю, что искоренить само явление окончательно вряд ли возможно, оно существует во всем мире, но сделать так, чтобы оно не выходило за пределы определенного процента рынка, скажем, 25–30, вполне возможно. С теми новыми законодательными нормами, которые вступают в силу 1 января 2008 года, с желанием городских властей бороться с этим явлением – возможно, я думаю, года за два.[/i][b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]По данным МВД, озвученным в конце сентября, с начала 2007 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями закончено расследование 3455 преступлений, связанных с изготовлением и распространением контрафактной продукции. 2752 уголовных дела направлено в суд.В частности, в Санкт-Петербурге ликвидировано производство крупной партии DVD с записью известных художественных кинофильмов (35 наименований). При этом прокат части из них еще не завершен в кинотеатрах. По самым скромным оценкам, только правообладателям нанесен ущерб порядка 70 млн рублей. При осмотре производственных помещений было обнаружено оборудование для перезаписи и производства на сумму более 3 млн евро, а также более 50 т сырья для производства дисков.[/i][b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]По своей сути контрафакт – тот же мусор Городской штаб создается для координации деятельности в области использования интеллектуальной собственности, контроля за оборотом аудио-, видеопродукции, компьютерных информационных носителей, противодействия реализации контрафактной продукции, а также предупреждения и пресечения несанкционированной торговли.Возглавляет новый орган заместитель руководителя аппарата мэра и правительства города Владимир Шукшин. Его заместителями назначены замначальника столичного ГУВД Виктор Васильев, а также первый заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Георгий Смолеевский.В штаб войдут представители всех столичных правоохранительных структур, ряда департаментов и комитетов, а также Московского метрополитена, ГУП «Информзащита» и ОАО «ТВ Центр».До конца октября аналогичные структуры будут созданы в каждом административном округе столицы.[/i][b]СПРАВКА «ВМ»[/b][i]С 1 января вступят в силу поправки к УК, ужесточающие наказание за изготовление и распространение контрафактной продукции. Они увеличивают наказание за данный вид преступления до 6 лет.Эти поправки фактически приравнивают пиратов к оргпреступности, в работе с которой правоохранительные органы имеют право применять любые оперативно-разыскные мероприятия.[/i]