По-нашему, по-бразильски
[b]Можно ли сейчас сесть в автобус без очереди? Оказывается, можно! Репортеры «Вечерки» убедились в этом лично, посетив вместе с руководством Мосгортранса первый в Москве посадочный терминал наземного городского транспорта (о его открытии наша газета писала вчера).[/b]Необычное сооружение, расположившееся возле станции метро «Калужская», видно издалека. И не только из-за его внушительных размеров (ведь помимо пассажирского терминала в составе комплекса еще и торговый центр, офисы, огромный паркинг). Чтобы добавить жизнерадостности окружающему пейзажу, здание раскрасили в яркие цвета – желтый, красный, оранжевый, голубой. И теперь оно просто не может не притягивать взгляды.Впрочем, и внутри, как выяснилось, нашему человеку тоже все непривычно. Красиво, чисто, удобно. Кругом информационные табло, много лавочек и, главное, никакой суеты возле автобусов.– Таких транспортно-пересадочных терминалов у нас еще никогда не было, – рассказывает [b]заместитель генерального директора Мосгортранса Виктор ХАЛЬЗОВ[/b]. – Это совершенно новая форма обслуживания пассажиров. Здесь они не испытывают никаких традиционных неудобств, потому что «электронный кондуктор», как вы видите, расположен за пределами автобуса.Действительно, самое главное новшество – это специальный зал с турникетами, через который проходят все пассажиры. Люди пропускают билет через аппарат и расходятся по перрону, где садятся в автобус через все двери, а не через одну, так что никаких очередей нет и в помине. Идея, между прочим, бразильская.– Много лет назад я побывал в Бразилии, в городе Куритиба, – объясняет Виктор Владимирович. – И был просто поражен тамошней системой организации перевозки пассажиров, когда проезд оплачивается не в салоне автобуса, а предварительно. То есть фактически наземный транспорт работает по принципу метро. Вот эту интересную идею мы и воплотили теперь в Москве. Кстати, при помощи частного капитала – и тоже впервые.Вообще на терминале много чего для москвичей нового. Например, турникет для инвалидов, передвигающихся на коляске. Никаких проблем: подъехал к широким металлическим воротцам, пропустил билет через «электронного кондуктора» и проехал на перрон, где тоже предусмотрены специальные площадки для инвалидов. А учитывая, что с терминала периодически отправляются низкопольные автобусы с трапом для людей с ограниченными возможностями, их передвижение по городу на общественном транспорте уже не кажется невозможным.Облегчена и покупка билетов. Можно приобрести их в обычной кассе, а можно в автомате. Их пока здесь два, но будет необходимость, поставят больше. Работают они по тому же принципу, что и аналогичные машины в метро (у них даже цвет одинаковый – голубой): берет любые купюры и дает сдачу. Пока автомат продает четыре вида билетов (на 1, 2, 5 и 10 поездок), но в будущем с его помощью можно будет «заряжать» и бесконтактные смарт-карты длительного действия. Правда, на каждой остановке такой, увы, не поставишь.– Хотя корпус у этих автоматов антивандальный, просто на улице их размещать не будут, – поясняют представители фирмы-изготовителя. – Нельзя, чтобы их заливало дождем. Но вот в таких терминалах, как этот, или, например, торговых центрах автоматам самое место.Не капает тут не только на автоматы, но и на пассажиров, потому что ждать автобуса им приходится под крышей. Но это не просто крыша – прямо над терминалом расположилась гигантская многоуровневая автостоянка, так что проблем с парковкой личных авто в окрестностях станции метро «Калужская» тоже возникать не должно.– Кстати, идею такого паркинга нам мэр Москвы подал, – рассказывают инженеры. – Когда мы ему еще в 2002 году докладывали о стоящих перед нами задачах, Юрий Михайлович вдруг спросил: «А почему вы эту территорию так неполноценно собираетесь использовать?» И предложил «накрыть» автобусную площадку гостевой автостоянкой. Это, конечно, дало возможность использовать имеющиеся площади более рационально.Вообще же, по словам специалистов, строительство оказалось тяжелым. Ведь сначала надо было расчистить место для работ, убрав все многочисленные автобусы. Поэтому была сооружена временная отстойно-разворотная площадка, на которую и перенесли посадку пассажиров.– Зато теперь тут стало очень удобно, – считает [b]Виктор ТИМОФЕЕВ, главный инженер фирмы, строившей уникальный комплекс[/b]. – Люди, направляющиеся из метро, могут практически не выходить на улицу. Они сразу входят в торговый центр и через него попадают к табло, на которых написано, когда отправится тот или иной маршрут. Если они видят, что времени у них еще много, то могут вернуться в магазин, чтобы сделать покупки или просто попить кофе.Правда, пока на табло выводится информация, соответствующая официальному расписанию. Однако когда автобусный парк будет оснащен навигационной системой (а произойдет это уже в конце текущего – начале следующего года), экраны начнут показывать, когда точно подойдет конкретный автобус – вдруг он задерживается где-то в пути.– А вот на этих панелях, – указывают нам специалисты на плоские «телевизоры» по соседству, – отображается другая важная информация. Например, как пользоваться турникетами или трассы следования автобусов.Если человек вдруг не уверен в том, как идет данный маршрут, с помощью этих панелей он может это определить. На перроне тоже висят панели – на них ожидающим автобуса пассажирам демонстрируются различные ролики о Москве, информация Мосгортранса, а затем, возможно, рекламу будем «крутить». В будущем такими экранами планируется оборудовать все крупные конечные станции.По словам Виктора Тимофеева, на этом сотрудничество его компании с Мосгортрансом не заканчивается. Скоро начнутся работы в районе станции метро «Теплый стан». И там строительство обещает быть еще более грандиозным.– Но что именно там будет, мы пока не скажем, – секретничает Виктор Хальзов. – Скоро сами все увидите.