УВИДЕТЬ КИТЕЖ И УМЕРЕТЬ
[i]Есть на Руси место, где живут святые люди, угодные Господу и молитвами своими неустанными противостоящие Антихристу. Есть на Руси город последней надежды для всех несчастных.Имя ему — Большой Китеж. Да только невидим тот град, лишь один раз в году — 6 июля, в праздник Владимирской иконы Богоматери, открывается он праведникам.А кому открывается, те в нем остаются, ибо здесь умереть не жалко, отсюда к Богу ближе.Завтра — 6 июля. Можно успеть… [/i][b]Тайна Светлого Яра [/b]Зимой 1237 года полчища хана Батыя вторглись в пределы Рязанского княжества. Кровью торили они себе дорогу, мертвыми телами устилали. И было врагов такое неисчислимое множество, что запросила Рязань помощи у Владимира. Но тамошний князь Юрий Всеволодович ответил отказом, мол, мы-то отобьемся, а до вас нам дела нет. Не отбились.Разорили ханские воины, сожгли, разметали по бревнышку, по камешку Коломну и Москву, Суздаль и Владимир белокаменный. В битве на реке Сити погиб гордый Юрий… После этого указал предатель татарам дорогу на Большой Китеж. Пробились ордынцы сквозь дебри керженские и вышли на берега озера Светлый Яр. Осадили город, орудия стенобитные подвели. Несколько дней готовились, потом на штурм пошли. Но отбились русичи — смолой да камнями, стрелами да копьями.Второй раз пошли татары на приступ, уж совсем было сквозь городские ворота прорвались, но тут случилось чудо — исчез город в темных водах Светлоярского озера, будто его и не было, исчез с церквами, башнями, теремами, мужчинами и женщинами, стариками и детьми малыми. Испугались ордынцы и поворотили коней от того места проклятого, о силе Христовой свидетельствующего.С тех пор из вод озера доносится порой печальный колокольный звон, да только услышать его может лишь тот, кто сердцем светел и помыслами чист. А иногда будто сгустится воздух на невысоких холмах, что Светлояр в кольцо взяли, и соткется из лучей солнечных, предзакатных перед путником безгрешным дивной красоты град… И не будет тогда человека счастливее того путника.[b]По следам купца Перфила [/b]Так говорят. Говорят… потому что никто доподлинно не знает, может, и не на холмах тот град призрачный стоит, а прямо из вод восстает или лишь в водах тех отражается. Многие люди ходили Большой Китеж искать, да вернулись ни с чем. А ведь дорога туда известна, про нее в «Повести и взыскании о граде сокровенном Китеже» все-все сказано. Так, в веке XIX некий Перфил Григорьевич купеческого звания. грехи замолив, отправился на поиски зачарованного города. Игумен местного скита благословил его и так напутствовал: «Перво-наперво ступай ты на Волгу, в Городец… Оттоль идти тебе на полунощник, на север то есть, ни налево, ни направо не воротить. Перейдешь реку Узолу, перейдешь Сайду-реку и третью, Санатху, перейдешь ты и Керженец, а там, за Керженцем, найдешь тропу Батыеву. Иди той тропою, пролагая путь ко спасению. Будут тебе искушения и от вражия силы страхи: бури и дожди, хлад и зной, змеи и лютые звери, но ты на страхи не взирай, иди себе… Но помни, аще кто нераздвоенным умом и несомненною верою обещается и пойдет к невидимому граду тому, не поведав ни отцу с матерью, ни сестрам с братьями, ни всему своему роду племени, — только такому человеку откроет Господь и град Китеж, и святых, в нем пребывающих… Узрит он тот град не гаданием, но смертными очами, и спасет Бог того человека. А кто, пойдя к Китежу, славити начнет о желании своем, таковому Господь закрывает невидимый град: покажет его лесом или пустым местом. И ничего такой человек не получит, токмо труд его всуе пропадет».Поклонился Перфил Григорьевич игумену и отправился в путь дальний. Воротился же через три месяца — изорванный да изломанный. И умер спустя неделю, а перед смертью поведал игумену, что нашел он тропу Батыеву и вывела она его на луг зеленый, который трясиной оказался. Насилу выбрался из нее — медведь идет, лапами водит, зубы скалит. Бросился от него странник да и заплутал в чаще.«Эх, ты, — ответствовал игумен, — не медведь это был, а привратник Китежа. Не выдержал ты последнего испытания».[b]Притяжение озера [/b]Вот какие истории рассказывали люди прохожие о граде Китеже. А еще говорили, что не след торопиться не вернувшихся искателей зачарованного града в мертвые записывать. Вот был случай. Ушел в 1702 году, при царе Петре еще, из одной благополучной семьи некий юноша — счастья отправился искать… Вскоре получили родные от него весточку. Писал он, чтобы близкие его «сокрушения о нем не имели», потому что живет он в граде Китеже среди благочинных старцев, чьи молитвы поднимаются в небо огненными столпами и так ярко светят, что Псалтирь читать можно.Письмо то много позже напечатано было известным знатоком старины русской господином Мельниковым-Печерским в «Исторических очерках поповщины». Кроме того, не раз возвращался писатель к Китежу и в знаменитом своем романе «В лесах». А композитор известный, Римский, что из рода Корсаковых, оперу написал, в которой град Китеж предстает как «страна неизреченного Света», Господу угодная. Попала туда мудрая дева Феврония, потому что посвятила Богу Света три своих сокровенных дара: кротость голубя, благородство любви и слезы сострадания. И жениха своего, князя Всеволода, учила прежде всего о людях заботиться, любить их, кто бы тот ни был — грешник или праведник, ибо Бог в каждом есть, а коли страдает человек, то тем более ему ласка и радость небесная потребна.Так возрадуйтесь, люди, что есть на земле русской святой город. И пусть он невидим для большинства смертных — оно и к лучшему, ибо сказано в летописях, что откроется он всем и каждому лишь перед самым Христовым судилищем. У нас еще есть время.[b]Путешествие в старину [/b]Озер, подобных Светлояру, в России множество. Как правило, они имеют круглую форму, а вода в них темная, так как окрашена окислами железа. Называют их «провальными», потому что образуются они при оседании карстовых пустот. Случается — и таким примерам несть числа — под воду за минуты уходят огромные пласты, подчас тысячи квадратных метров берега: с травой и лесом, а то и строениями. В этих озерах много подземных ключей, а дно обычно неровное, состоящее из террас, образованных оползнями.Идея поиска на дне Светлоярского озера легендарного града Китежа возникла в середине XIX века. Для начала решили снарядить в те места этнографическую экспедицию. И вот что выяснилось. Названо озеро было в честь бога солнца древних славян — Ярилы. На самом высоком холме у озера (Михаил Пришвин писал, что это и не холмы вовсе, а укрытые землей церкви Китежа) веками творились языческие обряды. Часто в воду скатывали огненное колесо, символизирующее солнце… Но с течением времени язычников становилось все меньше, а христиан прибывало, и там, где некогда высились «идолища поганые», вознеслись храмы Божии и мощные стены детинца.Экспедиция вернулась в столицу — на том дело и заглохло по причине отсутствия средств. Даже оглушительный успех оперы Н. А. Римского-Корсакова в начале XX века не помог сбору денег.[b]Первые находки [/b]Нашлись деньги в пятидесятые годы, уже при Советской власти. Однако прежде чем отправиться к Светлояру, археологи начали раскопки Малого Китежа, находящегося якобы, в Кирилловой горе, что у Городца на Волге. Легенда гласит, что из той горы навстречу каликам перехожим иногда выходят старцы многомудрые с речами возвышенными… В ходе раскопок были найдены керамика, предметы быта и гигантское пепелище, датируемое первой половиной XIII века, а это время татаромонгольского нашествия.Через несколько лет, в 1959 году, очередная экспедиция «высадилась» на берега Светлояра. И — пусто! Возобновлены поиски были только в 1968 году. Тогда-то геолог В. Никишин и установил, что Светлоярское озеро является провалом земной коры, заполненным грунтовыми водами. Дно озера представляет собой три уступа на глубине, соответственно, девять, двадцать три и тридцать метров. И если глубоководная часть возникла полторы тысячи лет назад, третья — четыреста, то вторая — семьсот, что опять-таки совпадает со временем походов Батыя на русские княжества. Эти данные, казалось, оправдывали и подтверждали легенду об исчезновении Большого Китежа, однако обследование аквалангистами дна озера не дало ровным счетом ничего. Лишь почерневшие, железной прочности топляки в отложениях ила… [b]Конец сказки? [/b]Так что же — все? Нет. Через год дно было исследовано с помощью геолокатора, и в северной части озера под слоем донных отложений прибор обнаружил нечто овальной формы. Что это? Затопленный город? Специальными приспособлениями удалось пробиться сквозь ил и извлечь на поверхность куски дерева — в свое время обработанного людьми. А это что? Остатки курной избы рыбака или бревна из стен древнерусской крепости? Этого мы не знаем. Светлояр пока хранит свои тайны.