ВВЦ НУЖНЫ НЕ ДОСТИЖЕНИЯ, А ПРОСТО ПОМОЩЬ
[i]В самом начале мая в Москве стартовала благотворительная акция «Восстановим памятники Всероссийского выставочного центра». Выступить единым фронтом за спасение наследия ее организаторы сагитировали несколько популярных молодежных групп, например, «Отпетых мошенников» и «Демо». С помощью артистов и рекламщиков работники ВВЦ надеются собрать достаточно внушительную сумму.[/i]Как известно, Всероссийский выставочный центр занимает очень приличную территорию на севере столицы. Его площади — свыше 200 га — могут позавидовать самые популярные западные выставки. Москвичи отлично знают, что ВВЦ сегодня — это прежде всего громадное коммерческое предприятие, пестрое собрание всевозможных товаров.Но выставка может похвастаться не только магазинами: на ее территории есть лесопарк, плодовый сад, несколько внушительных цветников, пруды, аттракционы… Главная же достопримечательность ВВЦ — это, конечно же, ее архитектура.ВВЦ просто напичкана символикой и приметами эпохи 30— 50-х годов. Приходя туда, словно попадаешь в сталинское время, когда архитектура считалась одним из важнейших искусств и была всецело подчинена идее «строительства социализма в отдельно взятой стране».В основу ВВЦ (тогда еще ВСХВ) был положен проект В. К.Олтаржевского. Однако он неоднократно дорабатывался под надзором правительства, поэтому до нас замысел архитектора, можно сказать, и не дошел. К моменту открытия в 1939 году территория выставки была организована как система последовательно раскрывающихся площадей, вокруг которых группировались различные сооружения.Так, по периметру центральной Площади колхозов располагались павильоны союзных республик. Строя каждый из них, архитекторы старались как можно ярче показать зодчество своей родины. Считается, что это стремление к национальной узнаваемости сыграло с ВВЦ злую шутку: она наполнилась образцами архитектурного гротеска.В 1941 году, через несколько месяцев после начала войны, выставка закрылась и не работала аж до 1954 года. Зато к ее второму открытию было реконструировано и построено заново более 70 павильонов. Москвичи многие годы ходили сюда, как в музей на экскурсию; перед кассами выстраивались огромные очереди.Парадный характер и нарочитая декоративность достигли поистине гипертрофированных размеров: несчетное количество колонн, золотые фонтаны, алебастровые фрукты, скульптуры… По иронии судьбы, все работы были завершены за несколько дней до постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», круто изменившего судьбу всей советской архитектуры. Поэтому постройки ВВЦ сразу же подверглись жестокой критике и многие годы считались образцом кича и безвкусицы.Между тем облик ВВЦ — бесспорный памятник эпохе. С годами это признали и власти. Сегодня на территории выставки числится более 45 объектов, подлежащих госохране памятников истории и культуры. Это не только павильоны и фонтаны, но и арочные сооружения входов, сады, рощи, даже некоторые «забегаловки» — рестораны и кафе! Абсолютное большинство из них сегодня находятся просто в аварийном состоянии, требуют самого серьезного ремонта. По реставраторам плачут павильоны «Транспорт», «Микробиологическая промышленность», «Лесное и охотничье хозяйство», «Химия», «Культура», «Центральный», «Оптика», «Космос», а также арка Главного входа и фонтан «Дружба народов». Устроители благотворительной акции надеются собрать необходимые средства уже к концу лета. И тогда сразу же начнутся восстановительные работы. Ведь многие «памятники истории» могут не пережить предстоящей зимы…