Газета как компас земной
[b]В галерее «Ковчег» (ул. Немчинова, 12) открылась выставка «Желтые страницы» – о газете. На ней представлены газеты ХХ века и работы московских художников, посвятивших газете свои произведения.[/b]Мои продвинутые зарубежные друзья хвалятся тем, что читают газеты. Чтение газет в Европе – признак гражданской и политической компетентности.С тех пор, как в 1631 году в Париже при поддержке злодея из «Трех мушкетеров» Дюма – кардинала Ришелье – начала издаваться первая еженедельная газета, много воды утекло. С появлением телевидения и электронных СМИ газета, которую до того воспринимали как символ сиюминутности и событийной калейдоскопичности современного мира, превратилась в форму то ли классическую, то ли уже архаическую. Потому кураторы «Ковчега» и решили посвятить ей специальную выставку.На «Известиях» от 27 февраля 1917 года отражены атмосфера Февральского переворота и призвание газеты – «…События идут слишком быстро. Население должно знать, что происходит».Поразительны и другие памятники революционного ХХ столетия – «Газета футуристов» № 1 с «Манифестом летучей федерации футуристов», газета «Владимир Маяковский» 1930 года, изданная незадолго до самоубийства поэта – «Где бы ни умер, умру поя...» Ужас наводит «Стенная газета РОСТА» от 23 сентября 1919 года с длинным «Списком лиц, расстрелянных по постановлению В. Ч. К.».Рядом пожелтевшие рукотворные плакаты «Окна РОСТА». «Советское искусство» за 7 марта 1953 года с сообщением о смерти Сталина.В витринах «Вечерняя Москва» 1964 года с первомайскими «Призывами ЦК КПСС», номер с сообщением ТАСС о полете Гагарина.Реальные памятники газетной страны перемежаются памятниками изобразительного искусства и работами современных мастеров. На этюде Нины Симонович-Ефимовой, на гравюре Александра Шевченко, на картинах Владимира Серова, рисунках Андрея Гончарова изображены газеты с их читателями то на скамейке в саду, то в окопе Первой мировой, то в военном госпитале Великой Отечественной.На карикатуре 1927 года ныне здравствующего старейшины советского искусства Бориса Ефимова «Две сиротки – Чернов и Керенский, у погребальной урны газеты «Дни».Критический образ советского человека, как его понимали диссидентствующие интеллигенты 60-80-х – без рук, без ног, но с газетой, можно увидеть на офорте Владимира Янкилевского.Эпоха перестройки в СССР и Китае отражена коллажами из китайской газеты и «Вечерней Москвы» Константина Батынкова. «Вечерней Москве» посвящен и рисунок Нины Котел – лежащий на газете компас: «Вечерк» – мой компас земной».Я же написал китайской тушью на рисовой бумаге второй номер «Завтра» за 2006 год. А Павел Шевелев нарисовал трех главных редакторов популярных газет.Очень занимательная и познавательная экспозиция получилась.[i]Выставка открыта до 26 марта[/i][b]На илл.: [i]Нина Котел любит изображать предметы, хорошо всем известные и узнаваемые сразу.[/i][/b]