- Город

Хозяйка театра

Станцию «Смоленская» закрыли на полтора года

Биатлонист Логинов снялся с масс-старта на ЧМ из-за нового визита полиции

Тишковец рассказал о столичной погоде в последнюю неделю зимы

Путин оценил шансы на дружбу между Россией и Украиной

Сергей Собянин рассказал о мерах по предотвращению появления коронавируса

Forbes назвал самую богатую женщину России

Дибров объяснил, почему упал в обморок в кинотеатре

Названы самые желанные подарки к 23 Февраля и 8 Марта

Дмитрий Шепелев ушел с Первого канала

Москва признана самым мужественным городом СНГ

Лев Лещенко озвучил размер своей пенсии

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Диетолог назвала главную опасность современной тушенки

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Хозяйка театра

Простоять ночь за билетом? Она предпочла выйти замуж за главного режиссера!

[i]«Театр на Таганке был моей несбыточной мечтой», — вспоминает [b]Каталин ЛЮБИМОВ[/b], потрясающе красивая женщина и жена одного из самых удивительных людей современной России. [/i] [b]— Вы представляетесь на западный манер: не «госпожа Любимова», а именно — «Каталин Любимов»… [/b] — Видимо, плохая привычка. [b]— Но при этом русский язык — безукоризненный! [/b] — Я закончила филологический факультет МГУ и факультет журналистики в Будапеште. Долгие годы работала в Москве специальным корреспондентом венгерского журнала «Фильм, театр, музыка». [b]— То есть первое знакомство с Театром на Таганке произошло в годы вашей юности? [/b] — Увы, ничего подобного. Я только мечтала туда попасть. Но вы же понимаете, как трудно это было осуществить. [b]— А простоять ночь за билетом? [/b] — Нет, на это я была неспособна (смеется). Я выбрала другой путь — вышла замуж за главного режиссера! [i]Они познакомились на родине Каталин, когда учеба в МГУ была уже позади. В 1976 году «Таганка» гастролировала в Венгрии, и то, что там происходило, не укладывалось даже в слово «фурор». Полный переворот театрального сознания! Такого не удалось даже Питеру Бруку. «10 дней, которые потрясли мир» потрясли и основы венгерского театра, который именно с таганковских гастролей ведет отсчет новым направлениям и формам. О «Гамлете» до сих пор пишут и говорят. Каталин, работавшей в Обществе венгеро-советской дружбы, была поручена задача «public relation». Тогда они с Любимовым и увидели впервые друг друга. И все. Оба пытались сопротивляться тому, что между ними происходило. Напрасно, да, наверное, и бессмысленно, потому что встретились двое, до этого искавшие друг друга всю жизнь. Через полтора года поженились. В 1979-м родился Петр. В кабинете главного режиссера «Таганки», на подоконнике, стоит замечательная фотография, сделанная Валерием Плотниковым: сияющий Юрий Петрович, обнявшая его Каталин, а у их ног — открыточный «пупсик-голыш», которому сегодня уже двадцать.[/i] — А потом пошли несчастья. Смерть Высоцкого, наша вынужденная эмиграция… Повезло хотя бы в том, что ни разу Юрию Петровичу не пришлось задуматься о работе — работа сама искала его. Он все время ставил, в том числе оперные спектакли — в «Ла Скала», в знаменитой Чикагской опере и т.д. Вообще Любимов в эмиграции — это целая театральная глава, которая еще ждет своего исследователя. Нет ни одного русского режиссера, который поставил бы свыше тридцати оперных спектаклей в лучших музыкальных театрах мира. На всех импресарио он производил ошеломляющее впечатление своим демократизмом. Полное отсутствие причуд, капризов. Они к такому не привыкли. И все, казалось бы, было неплохо, но Юрий — человек русской культуры, вне ее ему трудно дышать. [b]— А здесь, на родине, происходили в это время всем памятные таганковские катаклизмы, потом — счастливое возвращение Любимова, потом раскол на две «Таганки».[/b] — Нет, это не раскол, это — все вдребезги. Поэтому от этой бессмыслицы не выиграл ни один человек. Ни один! [b] — Да, наверное... Я ведь помню совершенно «мертвые» глаза актеров, когда они играли спектакли после отъезда Юрия Петровича. Но это-то как раз не удивляло. Удивляло, что прежних глаз, прежнего дыхания не чувствовалось уже после его возвращения. Очень долго. Вплоть до последних премьер — «Братьев Карамазовых» и «Марата и маркиза де Сада» Петера Вайса, о которых можно говорить только в превосходных степенях! [/b] — Вы и правы, и не правы. Потому что была «Медея», великолепно принятая на Западе. Это последний перевод Бродского и последняя театральная музыка Эдисона Денисова, так получилось… Восхищенно принимают за границей и «Братьев Карамазовых», и, на мой взгляд, абсолютно недооцененный в Москве «Пир во время чумы». [i]И если уж совсем откровенно… Так получилось, что меня не было в России семь лет, я приехала сюда только накануне 80-летия мужа. То, что я застала, — страшно! Администрация театра, хозяйственные службы не делали ни-че-го! При этом умудрялись объяснять Любимову, что трудятся не покладая рук. Сам Любимов работал по 24 часа, взвалив на себя все — творчество, хозяйство, организацию, администрацию! А всем — будто бы наплевать, что человек, который создал театр, отдал ему душу, здоровье, бьется, как рыба об лед, пытаясь двигать воз. Актеры… В старом составе — надлом. Молодым требуется тренаж. Картина удручающая. И тогда я «засучила рукава». «В конце концов, — сказала я себе, — я знаю шесть языков, я была неплохим журналистом, у меня есть организаторский опыт. Наконец, у меня есть привычка все, за что берусь, доводить до конца, все делать по максимуму».[/i] [b]— Нынче про вас говорят: хозяйка театра.[/b] — Преувеличивают. Но в театр вместо прежних пришли действительно совершенно иные люди, которые работают. Мы очень достойно отметили 80-летие Юрия Петровича, 80-летие Солженицына, выпустили «Марата», встретили 35летие театра. Еще такой нюанс: в промежутке между этими датами случилось 17 августа, а еще раньше рухнул Инкомбанк, в котором были деньги театра и, между прочим, все личные сбережения моего мужа. Вот так… Ну ничего, продолжаем жить. [b]— А что дальше? [/b] — Дальше — буду делать все, чтобы помочь Юрию осуществить новый взлет театра. Он собирается выпускать «Онегина» — ведь год Пушкина на дворе. С ним у Юрия Петровича отношения давние. Помните замечательную композицию «Товарищ, верь!», «Бориса Годунова», «Пир по время чумы»? Кстати, впервые Юрий Петрович поставил этот спектакль в театре Ингмара Бергмана («Королевский театр») в Швеции, там в главных ролях были заняты Алла Демидова и Биби Андерсон. Еще готовятся к выпуску «Исторические хроники» Шекспира. К юбилею театра восстановлен «Добрый человек из Сезуана» с музыкой Анатолия Васильева и Бориса Хмельницкого. Борис, хоть сейчас и не работает в театре, играл в спектакле. И Алла Демидова, и Мария Полицеймако, и Валерий Золотухин, и Анатолий Васильев. Как 35 лет назад… Это так радостно! [b]— В 60—70-х годах Любимов самой логикой развития событий в России был втянут в политику, ибо политикой стало само его искусство. Сейчас в нашей жизни политики стало еще больше, чем в брежневские времена. Скажите, Юрий Петрович поддерживает какие-нибудь партии, движения? [/b] — Всю жизнь журналисты и критики пытаются записать «Таганку» в так называемые политические театры. На самом деле такого никогда не было, а был и остается любимовский морально-этический принцип, по которому он живет и работает. Есть еще художественный принцип, который принимают и любят зрители. А делить театры на художественные и политические — нет, Юрий Петрович всегда был против! [b]— Тем не менее и ранние постановки вызывали массу аллюзий и параллелей. И выпущенный перед самой эмиграцией «Борис Годунов», когда и зритель, и партийная верхушка восприняли спектакль как рассказ о дне сегодняшнем. И даже «Марат», о котором мы сегодня говорили, — речь вроде о Французской революции и о том, что она принесла, а все эти робеспьеры, шарлотты, людские беды, лозунги — будто из сегодняшней России.[/b] — Это потому, что главные человеческие ценности не меняются. Совесть остается совестью, подлость — подлостью, добро — добром. Нет, Юрий Петрович был и остается вне политики. Его интересует Театр. Кстати, где Брежнев, где Андропов? Их давно уже нет, молодежь их и не помнит. А «Борис Годунов» идет на «Таганке» до сих пор. [b]— Каталин, а почему же вас не было в России те семь лет? [/b] — Потому что я очень заботливая мать и очень хорошая дочь — все время разрываюсь между любимыми людьми. Мама живет в Венгрии, ей уже много лет и тяжело ездить. У сына был самый трудный возраст. Я столько вложила в него! Он великолепный спортсмен, знает шесть языков. Сейчас Петр в Будапеште, с бабушкой. Они хорошо ладят, никакой проблемы поколений. Учится в институте имени Пушкина. А я сегодня могу целиком посвятить себя мужу. [b]— И Юрий Петрович, и вы невольно стали «гражданами мира». Как вы ощущаете себя в нынешней России? [/b] — Мы нигде не видели такой пропасти между теми, кто имеет деньги, и теми, кто их не имеет. Говорят: должно пройти время. Я понимаю… Но лучше бы получился более смягченный вариант перехода от одной жизни к другой. [b]— В Венгрии он получился? [/b] — Безусловно. [b]— А в какой стране лично вы себя чувствуете лучше всего? [/b] — Там, где могу быть максимально полезна. [b]— Значит, в данный момент в России? [/b] — Получается так. [b]— Когда ни позвонишь — вы всегда в театре: утром, днем, вечером, поздно вечером. А как насчет быта? [/b] — Все-все делаю сама, вот этими руками. Убираю, стираю, глажу, готовлю, принимаю гостей. Представьте — все успеваю. [b]— А что, кстати, вы готовите? [/b] — При нашей сумасшедшей с Юрием жизни совершенно небезразлично, как питаться. Мы не едим мяса. Ничего копченого, сильно соленого или сладкого. Много салатов, фруктов. [b]— Но ведь ваша венгерская кухня такая острая, перченая… [/b] — Я не делаю венгерских блюд. У меня своя кухня, которую я собирала повсюду: в Италии, Испании, России. Русская кухня, кстати, очень здоровая: каши, салаты, щи… [b]— Любимов в быту — человек сложный? [/b] — Совсем нет. Очень непривередливый. Но любит чистоту и порядок. Привык, что в доме все лежит на своих местах, чтобы было удобно и работать, и отдыхать. Я так воспитывала сына: когда папа работает или отдыхает — мы ходим на цыпочках. [b]— Каталин, банальный вопрос о счастье… [/b] — Я каждый день благодарю Бога за встречу с моим мужем. Я не просто счастливая женщина — я получила потрясающие уроки этики, морали, нравственности. В этих традициях меня воспитывали и дома, но Любимов — эталон стойкости, долга, доброты. Знаете, он совершенно лишен чувства зависти и умеет восхищаться чужими успехами — среди творческих людей это нечасто бывает. А сколько у него друзей, каких великолепных людей я узнала благодаря ему!

Новости СМИ2

00:00:00

Антон Крылов

Страна, не достигшая дна

Сергей Хвостик

Футбол — не для девочек

Ольга Кузьмина  

Про мужскую логику и женскую любовь

Анатолий Горняк

Трусы, носки и галстук. Мужики, с праздником!

Алиса Янина

Сон или явь: почему россияне не высыпаются

Мехти Мехтиев

Ипотека-2020: жилье станет доступнее

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Как будет судить Христос

Примеры решают верно, а геометрию знают плохо

Химия помогает изучать планеты

Пролетевшая в небе звезда. К 170-летию со дня рождения художника Федора Васильева

Летающие поезда скоро станут реальностью