"Война и мир" объединяет всех снова и снова
То, что к Льву Толстому на Западе относятся с громадным пиететом – хорошо известно. Это доказывает и новый телевизионный проект, поражающий своими масштабами. В работе над этим сериалом приняли участие семь стран (Россия, Италия, Франция, Германия, Польша, Испания, США). Управлял съемочным процессом румынский режиссер Роберт Дорнгейм («Спартак», «Анна Франк»). Каждая из стран участниц получила «в собственность» несколько значимых героев. На долю наших актеров выпало всего лишь три роли. Императора Александра I блестяще сыграл Игорь Костолевский, фельдмаршала Кутузова – Владимир Ильин, Николеньку Ростова – Дмитрий Исаев. Сценарий писался итальянцами, а за его достоверностью следили российские эксперты. И все-таки далеко не все неточности удалось устранить. Например, уже на завершающей стадии работы можно было увидеть, как во время пожара в Москве в кадре рядом с Кремлем горит... храм Христа Спасителя, заложенный, как известно, уже после окончания войны 1812 года. После несостоявшегося побега с Анатолем Наташа Ростова (почему-то блондинка) травится мышьяком. Князь Андрей, получив ранение в Бородинском сражении, крепко жмет руку агонизирующему Курагину. Пьер Безухов пьет водку в кабаке среди рыжеволосых цыган, и именно там произносит свой знаменитый монолог. А крестьяне в фильме получились заросшими и полудикими, внешним видом чем-то напоминающими Робинзона Крузо. Впрочем, эти шероховатости не смущают руководство телеканала, по словам генерального продюсера «России» Сергей Шумаков: «Европейцы ищут язык, на котором можно было бы выразить отношение к культуре России… Толстой – это бренд, по которому нашу страну знают в мире, он вызывает искреннее восхищение создателей фильма. А зыбкое состояние на грани войны и мира, показанное в романе, вообще очень актуально, это сейчас волнует всю Европу. В любом случае, этот проект – признание в любви к Толстому и России». Все это замечательно, но признание в любви к великому писателю и историческому прошлому России предполагает уважение и как минимум доскональное знание предмета. Иначе, при всех пиротехнических эффектах, пеших и конных атаках, получится не героический эпос, а военный кич в треуголке.