Кто у кого калоши украл?
[b]Авторы прелюбопытнейшей выставки о плагиате в современном русском искусстве – художники Александр Мизин и Шабуров («Синие носы») – разоблачают своих коллег.[/b]Дуэт – провинциального происхождения: Мизин из Новосибирска. Шабуров – екатеринбуржец. В перестройку они влились в немногочисленные ряды contemporary art. Росли и воспитывались на московском «Художественном журнале», который в 90-е был органом группы акционистов.К концу прошлого десятилетия безумства Мизина и Шабурова достигли такого накала, что региональным гениям пришлось переехать в столицу, где они вскоре и составили успешный дуэт, востребованный не только в родном отечестве. Коронный номер «Синих носов» – запуск петард из треников – видели даже гости Венецианской биеннале.Попав за рубеж, художники неожиданно обнаружили множество прототипов произведений своих русских коллег и начали собирать коллекцию, куда вошло более 100 образцов 75 авторов.Часть наиболее вопиющих и вошли в экспозицию, сопровождаемую многостраничным текстом. Причем, да простит меня муза визуального искусства, попались даже такие авторитеты, как Илья Кабаков и Андрей Монастырский. Не говоря о тех, кого на Первой международной московской биеннале записали в звезды, – Олеге Кулике, группе АЕС+Ф, Дубосарском и Виноградове… Попались даже Репин с Кукрыниксами. По ошибке. Потому требую их из списка исключить! При Репине современного искусства еще не было. А иллюстрация Кукрыниксов – вещь проходная.Есть и примеры западных заимствований – у русских воровать проще всего: их мало кто знает. Надо сказать, что в современном искусстве, где многое сводится к гэгу – приколу, – придумать свежий не каждому под силу. У Рафаэля или Рембрандта, думаю, ничего бы и вовсе не получилось.Кураторов русского искусства даже неслучайное заимствование не слишком волнует. Оно для них доказательство того, что правильной дорогой идут товарищи...Пущай, мол, русские недотепы у старших братьев поучатся! Правда, в последнее время серьезными соперниками кураторов становятся галерейщики и коллекционеры. Коллекционеров у нас совсем кот наплакал. Галеристов чуть побольше. Но обслуживают они все ту же могучую кучку собирателей. Отчего когда-то гордая своей независимостью и элитарностью ежегодная ярмарка современного искусства «Арт-Москва» все больше похожа на отчетную выставку капиталистического реализма типа «Гламур – знамя россиянского народа».Вот тут расследование шустрых провинциалов оказывается как нельзя кстати. Провинциалы они смелые – даже не подозревают, что есть вещи, о которых не принято говорить. Однако коллекционерам, критикам и кураторам их изыскания будут полезны. Благо, они всем доступны по адресу: [i]http://www.guelman.ru/plagiarism/[/i][b]На илл.:1. [i]Женщина с клювом. 1979 г. Игорь Макаревич.[/i]2. [i]Лигномания. 1996 г. Брако Димитриевич.[/b][/i]