«Старухи», которые всем нравятся
[b]Как мы уже писали, минувший год оказался удачным для российского кино. Интереснее всего, что самыми яркими и успешными фильмами 2003 года оказались дебюты: «Бумер», «Даже не думай», «Возвращение». 1 января уже нового 2004 года в прокат вышел еще один яркий дебют ушедшего года – «Старухи» Геннадия Сидорова. Фильм уже получил 4 главных приза кинофестиваля «Кинотавр» и гранпри Киевского фестиваля «Молодость-2003». И вряд ли эти призы последние: на пока редких показах были аншлаги, зрители и критики пребывали в редком единодушии – фильм нравится. «Я фанатка «Старух», – сказала мне одна довольно едкая журналистка.[/b][b]Что нравится зрителям[/b]Это действительно фильм про старух, которые живут в обычной среднерусской заброшенной деревне. Неподалеку располагается военная часть, солдаты и офицеры которой регулярно наведываются в деревню за самогоном и помогают немощным старухам чем могут. Дрова заготовить, например: выстрелом из танковой пушки разнесут брошенный дом – вот тебе и топливо на всю зиму.Старухи живут, ковыряются в огороде, треплются у забора, гоняют чаи и судачат, перемывают косточки Федьке-майору и его беспутной жене, подозрительно присматриваются к таджикам-беженцам, которые приехали сюда жить. Старухи вовсе не безобидны: и за себя постоят, и солдату беглому помогут. Они совсем не безупречны: сказать, что думают, у них не заржавеет (одна без мата и рта не раскроет – даже интересно, как фильм будут в широком прокате показывать, не дублировать же), а к незваным гостям – беженцам – поначалу попросту несправедливы.И старухи, и их добродушный сосед-даун, и нехитрая их жизнь очень узнаваемые и настоящие. Но еще душу зрителя греет то, что даже эти, вроде как отжившие свой век старухи помирать не собираются, а фильм хотя и начинается с похорон одной из них, заканчивается общим деревенским праздником по случаю рождения сына в семье таджиков.[b]Что нравится критикам[/b]Вся подлинность в фильме объясняется просто: съемки проходили в деревеньке Костромской области, и главные роли в нем играли не профессиональные актрисы, а настоящие деревенские бабушки (за исключением одной, которую сыграла актриса Валентина Березуцкая). А вот как непросто было этого добиться – тайны режиссуры дебютанта Сидорова. Получилось у него не все: некоторые профессиональные актеры, например, слишком играют, и на фоне естественных и настоящих старух это становится слишком заметно.Но Сидорову удалось создать оригинальную атмосферу фильма: неспешную, естественную, живую.Например, таджики в его фильме, за исключением главы семьи, не говорят по-русски, и мы слушаем их разговоры без перевода. Но, как ни странно, не очень-то в нем нуждаемся.Все эти разные старухи: веселая самогонщица, соблазнившая дедатаджика, местная поэтесса, сочинившая поэму об отце онегинской строфой, озорная матерщинница, тихоня – все они среди старых изб, высокой травы и протоптанных тропинок кажутся вечными, как поле, как небо, как жизнь. А неблагодарные внуки или озабоченные более важными делами власти – случайными и какими-то несущественными. Вот это отсутствие суеты в самом фильме нравится мне. Думаю, и вам этот дебют тоже чем-нибудь приглянется.