Подоходный налог уменьшится, но мы этого не почувствуем
[i]Дело идет к тому, что в следующем году налоги на доходы физических лиц будут снижены. На прошлой неделе в Госдуме началось обсуждение поправок в законодательство о подоходном налоге.Хотя первая попытка получить одобрение депутатов не увенчалась успехом, скорее всего депутатам и Белому дому в конечном счете удастся найти компромиссный вариант. Тогда в следующем году налоги, которые мы уплачиваем с большинства получаемых доходов, окажутся ниже, чем сегодня. Максимальная ставка налога будет снижена до 35% вместо 45%, предусмотренных нынешним законодательством.Да и шкала налогов предусматривает всего три ступени вместо нынешних пяти. Минимальная ставка налога в 12% распространится на доходы, не превышающие 50 тыс. рублей, тогда как сейчас по такой ставке облагаются доходы, не превышающие 30 тыс. рублей.Лица с большими доходами — до 150 тыс. рублей — должны будут отдать пятую часть (20%), большие суммы предложено облагать максимальным налогом в 30%. Законопроект сохраняет прежний порядок, при котором от уплаты налогов освобождаются пенсионеры, граждане, получающие государственные пособия, и студенты.[/i]Казалось бы, депутаты должны были поддержать такие предложения, однако законопроект содержит немалую ложку дегтя, способную испортить мед налоговых послаблений. Не случайно с первого захода законопроект не был принят. Правительство предлагает установить 15-процентный сбор с доходов, полученных от государственных и муниципальных ценных бумаг, а также с процентов по банковским вкладам. Из-за этого пункта депутаты считают законодательные инициативы Белого дома конфискационными и невыгодными в конечном счете для российских граждан. По предварительным расчетам, недобор налогов в результате снижения ставок подоходного налога составит примерно 4 млрд. руб., а введение налогообложения доходов по ценным бумагам и банковским вкладам принесет примерно 5 млрд. руб.Так что кошельки российских граждан в результате таких нововведений могут похудеть. Впрочем, спикер Госдумы Геннадий Селезнев полагает, что предлагаемые правительством изменения ставки подоходного налога «надо было принимать». Так скорее всего и случится, тем более что правительство, похоже, готово пойти на компромисс с законодателями по спорным пунктам.Не случайно Министерство по налогам и сборам (МНС) разработало новые предложения по корректировке закона о подоходном налоге. МНС предлагает установить минимальную ставку в 12% для годового дохода не до 50 тысяч рублей, как в правительственном варианте, а до 60 тысяч рублей и отказаться от взимания подоходного налога с процентов по банковским вкладам. Как отметил замминистра России по налогам и сборам Дмитрий Черник, сейчас инфляция растет быстрее, чем доходы, и если брать с процентных доходов налог, то граждане в результате получат в банке денег меньше, чем положили. Так что введение такого налога может быть оправдано лишь для доходов, превышающих ставку рефинансирования Центрального банка (50% годовых).В проекте МНС минимальный необлагаемый доход предусмотрен в сумме пяти минимальных месячных оплат труда (ММОТ). То есть лица, получающие доход не более 417 рублей, не будут уплачивать налог вообще, даже если они не пенсионеры и не студенты. Сейчас такое правило распространяется только на тех, кто получает доход в размере не более двух ММОТ.Налоговики считают, что необходимо подкорректировать систему льгот. Так, при годовом доходе до 15 тысяч рублей предлагается предоставить вычет в размере двух ММОТ, один ММОТ — при доходе от 15 до 25 тысяч рублей. Аналогичные вычеты предлагается предоставлять также на каждого ребенка и иждивенца. И наконец, еще одно новшество в налоговой сфере. МНС предлагает исключать из годового дохода граждан стоимость лекарств, выданных медицинскими учреждениями. Правда, такие расходы должны быть подтверждены документально.В проекте МНС сохранены льготы для физических лиц, впервые покупающих или строящих жилые дома, квартиры и дачи или садовые домики. Но так называемый социальный вычет из доходов этой категории лиц предложено увеличить вдвое — с 5000 до 10000 размеров минимальной месячной оплаты труда.Неизменной осталась концепция ныне действующего закона в части описывающей декларирование доходов и сроки предоставления деклараций. Исчислять налог будут по-прежнему по начисленной, а не реально выплаченной сумме, только вноситься он будет по мере получения физическим лицом денег от работодателя. По мнению Д. Черника, это обеспечивает социальную защищенность граждан, которые имеют низкую заработную плату, причем получают ее нерегулярно.С этим трудно согласиться. Российские мытари как будто забывают о том, что налоги и в пореформенный период уплачиваются населением совсем не так, как на Западе. На руки в кассе основная часть российского населения по-прежнему получает не всю зарплату, а уже за вычетом налога. Фактически ответственность за своевременность и полноту уплаты подоходного налога несет бухгалтерия, а по закону все не так.Если налоговая инспекция несогласна с расчетами бухгалтерии, то отвечать придется налогоплательщику — именно ему, а не бухгалтерии придется доказывать справедливость проведенных расчетов. Дело, это понятно, волокитное и почти безнадежное — не так уж много у нас искушенных в механике налоговых расчетов людей.Сознаюсь, что когда пришлось получить уведомление из налоговой инспекции о недоплате за прошлый год налога в размере 89 рублей, единственным желанием было немедленно сдаться и срочно заплатить требуемую сумму. Да не тут-то было. Так легко от налоговиков, стремящихся, похоже, отрапортовать о фантастических масштабах проверок и привлеченных к заполнению налоговых деклараций людей, не отделаешься. Придется собирать справки и выстаивать очереди к налоговому инспектору. Закон о подоходном налоге за последние годы пересматривался и дорабатывался не менее 15 раз, но удобной и понятной процедура уплаты налогов так пока и не стала.Никак не учитывается в видоизменениях закона о подоходном налоге и величина прожиточного минимума.Так что даже при самом благоприятном исходе думских дебатов по законопроекту люди, получающие доход ниже прожиточного минимума, все же будут обязаны поделиться средствами с государством.Зато жестче система сборов налогов вполне может стать, если распространится и на выплаты заработной платы через «серые» схемы. Механизм таких выплат основан на использовании договоров страхования и секрета для налоговиков не представляет. МНС, как сообщил недавно Александр Починок, уже разработало и внесло в правительство ряд предложений по блокированию этого канала ухода доходов от налогов.О масштабах возможных недоимок можно судить только по косвенным данным. Операции подобного рода обеспечили страховым компаниям за первые шесть месяцев нынешнего года примерно 39% страховых премий, то есть более 15,6 млрд. руб. Из них примерно 80%, как следует из доклада «Центра Никсона», опубликованного недавно газетой Washington Times, составляет скрытая заработная плата.