- Город

Уйдет ли в прошлое меловой период?

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Школы Москвы начнут учебный год в очном формате

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Уйдет ли в прошлое меловой период?

Школа пробивается в третье тысячелетие

[i]Самый дефицитный товар в канун учебного года — цветы. Ведь в почти четырех тысячах учреждений московской системы образования работают около 190 тысяч человек, из них свыше 71 тысячи — учителя. А под их неослабным вниманием в дошкольных учреждениях и школах находятся более одного миллиона 400 тысяч юных питомцев. Только в первые классы придут свыше 100 тысяч малышей. Это сколько же букетов подарят они своим наставникам! Праздничность первого дня, радость встреч после летнего отдыха, приятные хлопоты — все же только фасад огромного многофункционального комплекса, которым управляет столичный Комитет образования, возглавляемый Любовью Кезиной. Подготовка к новому учебному году началась еще весной. Правительство Москвы по докладу Л. П. Кезиной приняло тогда весьма обстоятельное постановление, где было расписано все — строительство и ремонт школ и детских садов, обеспечение учебниками, меры по укреплению здоровья детей и подростков, финансовая база и, конечно, кадры. С них и началась наша беседа с [b]Любовью Кезиной[/b].[/i] [b]— Завершая обсуждение программы подготовки к 1998/99 учебному году на заседании правительства Москвы, вице-мэр Валерий Шанцев сказал, что благополучие в народном образовании обусловлено тем, что работают там люди заинтересованные, а не тем, что «мы туда деньги валим». Без любви к профессии нельзя быть учителем, это все знают. А что делается для того, чтобы укрепить учителя в этой любви? [/b] — У нас была единая общеобразовательная школа. А в 90-е годы родились гимназии, лицеи, колледжи. Три года назад в Москве утверждена номенклатура образовательных учреждений — это 56 видов. Теперь у нас действуют учебно-воспитательные, учебно-педагогические, учебно-производственные комплексы, есть учебные заведения с этно-национальным компонентом, есть конфессиональные, есть частные. Появилась возможность свободного выбора и у учителей, и у родителей, и у учащихся. И все они участвуют в образовательном процессе, проявляют инициативу. Скажем, пятидневку ввели по предложению родителей и учащихся. Мы в Комитете образования не стремимся запрещать, инициативу не душим, рассматриваем даже предложения «с завихрениями». И частным, негосударственным школам помогаем, трижды их проблемы рассматривали на заседании коллегии нашего комитета. Вот так и сложился обширный реестр видов образовательных учреждений. На федеральном уровне, вне Москвы этого пока нет. [b]— В чем, Любовь Петровна, проявляется свобода выбора? [/b] — Каждая общеобразовательная школа работает на основе федерального учебно-базисного плана. Это обязательная часть обучения, ее нельзя ни менять, ни отменять, чтобы защитить ребенка, — сегодня он учится в одной школе, завтра перешел в другую — основа знаний должна быть единой везде в стране. Но в нынешнем учебном году вводится в действие обновленный региональный базисный учебный план, продолжится формирование региональных образовательных стандартов. В столичных школах, лицеях, гимназиях, колледжах отрабатывается около двухсот авторских программ. Это и есть свобода творчества учителя. Региональный план вводит в столичных школах преподавание москвоведения, экологии, экономики, логики, психологии, граждановедения — политологической дисциплины, опирающейся на исторические знания, обществоведение, основы прав человека. Мы, однако, предупредили школы о том, что не надо слепо следовать этому плану, а напротив, стоит вносить в него свой школьный компонент. Все зависит от пожеланий родителей и учеников, от наличия преподавателя в штате. А финансирование — за счет бюджета. Хочу особо заметить, что школа не вправе брать с родителей деньги за преподавание любого из вышеперечисленных предметов. Другое дело — родители хотят учить детей танцам или риторике. Для этого можно создавать платные группы. Важно знать и то, что предметы из школьного компонента, преподаваемые по выбору учителей, родителей и учеников, — не факультатив. Это обязательные уроки. Хотя, скажем, психология может преподаваться только в одном из параллельных классов. Более того, школа вправе строить личностно ориентированный учебный план. Из 36 учебных часов обязательны 30, а остальные дайте ученику возможность выбрать. Конечно, это дополнительная забота для школы: надо приспосабливать программы. Например, по математике. Одна — общедоступная, другая — для тех, кто в гуманитарном классе, третья — для «продвинутых», особо интересующихся точными науками. И учителя должны быть готовы к этому. Школа обязана давать такие знания, чтобы репетиторы не требовались. [b]— Объем необходимых знаний увеличивается, вводятся новые предметы. Между тем состояние здоровья юных москвичей вызывает большую тревогу. Не ляжет ли на их плечи растущая перегрузка? [/b] — Напротив, наш учебный план защитит от нее ребят, поскольку в нем обозначена максимально допустимая для каждой параллели нагрузка, превышать которую школа не вправе. В начальной школе существуют программы «1— 3» и «1 — 4», первая — более плотная, из третьего класса ученик перешагивает в пятый. Но это закладывает перегрузку, и по согласованию с медиками будем переходить на «1 — 4». Я не исключаю, что есть учителя особенно сильные, увлеченные своим предметом, которые захотят дать побольше знаний… Нам придется поправлять их, чтобы не перегрузить учеников. [i][b]Из комплексной программы «Образование и здоровье». Утверждена правительством Москвы 23.6.98 г.[/b] Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно растет число детей, лишенных родительского попечения, …вовлеченных в преступную деятельность, увеличиваются детская проституция, наркомания и алкоголизм. Отмечен рост показателя распространенности болезней у детей в возрасте от 0 до 14 лет: с 198400 в 1996 году до 215740 в 1997-м. Первое место среди патологий занимают болезни органов дыхания — 51 процент, затем болезни нервной системы — 10 процентов, органов пищеварения — 5. Физически здоровы только 16 процентов детей, 50 процентов имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, 34 — хроническую патологию. Это вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным НИИ педиатрии, 20 процентов детей 6 — 7 лет не готовы к обучению в школе… По другим данным, за годы учебы впятеро возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза — нарушений психического здоровья, втрое — число детей с заболеваниями органов пищеварения. При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.[/i] [b]— А как смягчить нагрузку на здоровье и с точки зрения количества учебных часов, и с позиции медика и психолога, ответственных за конкретного ребенка? [/b] — Именно на решение этой задачи ориентирует программа «Образование и здоровье». Над ее подготовкой работали многие научные коллективы и простые детские поликлиники. Создан координационный совет по реализации этой программы, это независимый орган, куда вошли крупные педиатры, логопеды, наркологи, психологи. В Москве свыше 600 детсадов, целиком специализированных или с группами, где идет долечивание детей, — и с сердечно-сосудистыми болезнями, и с недугами зрения и слуха, и с плохо развитой речью. Но если прежде все это обрывалось, когда ребенок поступал в школу, то теперь такая забота ждет его и там. Есть даже и школы здоровья — в Южном Бутове, Братееве. В одной из общеобразовательных школ в Митине есть физиотерапевтический кабинет и тренажерный зал, работают врачи из детской поликлиники. В штате Братеевской школы будет 21 медсестра, а врачи — из поликлиники. И все — за счет бюджета. А префектура Южного округа вложила в оборудование этой новой школы 3600 тысяч рублей — «новыми». В каждом районе Юго-Западного округа усилиями префектуры создан центр здоровья детей. В одном из них я побывала и свидетельствую: великолепно! К сожалению, медицинские работники есть только в 400 школах — это всего треть существующих. Зато психологи входят в штат школ. Только если директор — лентяй, он не ищет таких специалистов. Вот я побывала в школе-интернате № 16 Северо-Восточного округа, открывшейся после реконструкции, там целая психологическая служба — четыре специалиста. Сегодня ведь без психологического обеспечения в школе работать невозможно. Есть и второй уровень — центры психолого-педагогической и медицинской реабилитации. Только в нынешнем году мы открыли 17 таких центров, и они пользуются все большим доверием родителей и учителей. При некоторых центрах есть школы, в которых детям с учетом их состояния обеспечен индивидуальный подход. А на уровне городском есть координационный центр психологической службы. [b]— Откуда возьмутся кадры психологов? [/b] — Два года тому назад в системе Комитета образования открыт городской психолого-педагогический институт. В нынешнем году туда принято 150 студентов-первокурсников. [b]— В постановлении московского правительства о подготовке к новому учебному году сказано: «кадровая ситуация остается сложной». Что это означает? [/b] — Дело в том, что в начале 90-х годов произошел большой отток учительских кадров в коммерческие структуры. Особенно словесников, преподавателей иностранных языков, математиков и физкультурников. Ушли те, кто хотел больше зарабатывать. Но ведь этого хотят все, а учитель и сейчас в среднем зарабатывает 800 рублей в месяц. И к окончанию 1994/95 учебного года было свыше пяти тысяч вакансий. Сейчас положение улучшилось. Три года тому назад создан и городской педагогический университет. Это поистине детище столичного правительства. В этом вузе — необычайно высокий уровень преподавания, прекрасная нравственная атмосфера. И при подготовке учителей очень заботятся о том, чтобы дать им адресную подготовку — в зависимости от того, где придется работать: в лицее, гимназии, обычной школе. А практика на последнем курсе — не один месяц, как в других педвузах, а весь год. Таких молодых учителей охотно берут на работу в те же школы, где они практиковались. В нынешнем учебном году мы получили 600 выпускников. На конец минувшего учебного года, исходя из 18-часовой нагрузки учителя, было 2754 вакансии в московских школах. А придут 2750 выпускников. Количественно мы задачу кадров решаем. Но по-прежнему недостает словесников, учителей иностранных языков и физкультуры. Вот показательная цифра. Педуниверситет им. Ленина выпустил нынче 195 учителей иностранных языков — в школы пойдут лишь три. Но появилась и проблема переизбытка других учителей. Это дает школе возможность выбора. Правда, мы еще не можем устраивать конкурс вакансий. Тем не менее ставим задачу, чтобы все учителя начальной школы имели высшее образование. [i]В общеобразовательных школах Москвы женщины составляют почти 90 процентов учителей (около 63,5 тысячи). Высшее образование — у 82,3 процента учителей. Стаж свыше 5 лет имеют около 70 процентов.[/i] — Есть программа социальной защиты учителей. Это — бесплатные квартиры, возможность отдохнуть — мы уже несколько лет арендуем в Хосте корпус санатория «Кавказ». Из фонда социальной защиты префектуры можно получить средства на оплату путевки. Для учительских детей открываем летний оздоровительный лагерь на базе одной из наших санаторно-лесных школ. Есть и школьная база, где дети могут находиться в течение года. Еще есть надбавки к зарплате учителей, они называют их лужковскими. Это примерно треть к средней зарплате учителей по России. [b]— Отслеживает ли школа судьбы выпускников, их трудоустройство? [/b] — Да, правда, такую статотчетность несколько лет назад отменили, но мы ее восстанавливаем. Школа обязана думать о судьбах своих питомцев. Иначе для чего работать? Уже в июне по результатам единых экзаменов, практикуемых школами, сотрудничающими с вузами (772 школы и 104 вуза), принято в число студентов 40 процентов выпускников. В сентябре подытожим окончательно, кто продолжил учебу, кто стал работать. В трудоустройстве активно им содействует Комитет по труду и занятости. [i]Взаимодействие с вузами — реальный способ повысить уровень образования, поставить его на современную основу. Но материально-техническая база столичного образования еще далека от совершенства. Только 11 процентов московских школ не имеют компьютеров. Но лишь 6 процентов имеют работающие компьютеры с общим и учебным программным обеспечением, методической поддержкой и выходом в мировое информационное пространство. Исключение составляет лишь Зеленоград, где таких компьютеров почти втрое больше и все школы компьютеризированы. Как отметили авторы одного из исследований, оборудование в столичных школах изношенное и морально устаревшее, порой поддерживаемое в рабочем состоянии только усилиями преподавателей. Выступая на заседании правительства Москвы, Любовь Кезина заявила: «Школа останется с доской и мелом, если не приобретать для нее оборудование».[/i] [b]— Какие новшества придут в московскую школу в этом учебном году? [/b] — Изменения «валютного коридора» заставили нас остановиться и призадуматься. У нас на выходе программа «Столичное образование-2», поскольку первая уже реализована. А за осуществление второй отвечают вместе с нашим Комитетом строители, Департамент потребительского рынка и услуг, Комитеты по культуре, по делам семьи и молодежи, по региональным и общественным связям, здравоохранения и, конечно, финансисты. Ведь новая программа предусматривает движение школы вперед — а это обновление содержания образования, создание учебников и пособий нового поколения и многое другое. [b]— У столичной школы — финансовые проблемы? [/b] — В настоящее время финансирование Комитета образования — 60 процентов потребности. То же предполагается и на предстоящий бюджетный год, только вот деньги уже другие. Мы получаем лишь половину необходимого на коммунальные расходы и 20 процентов — на капитальный ремонт. Тем не менее в 74 школах он проведен или завершится к зиме. Но нужно и новое оборудование, и мебель — в иных школах ей уже по 30 лет… Полностью финансирование идет по так называемым социально защищенным статьям — зарплате со всеми надбавками и начислениями, стипендиям, питанию школьников и детдомовцев. Надо отдать должное правительству Москвы, которое, вопреки кризису, находит деньги для строительства школ. Еще в 1994 году мы подсчитали, что Москве крайне необходимы 350 школ-новостроек. За прошедшее с тех пор время возведено 105. В новом учебном году вступят в строй еще 21 и четыре блока начальных классов. И все же около 600 школ вынуждены устраивать занятия в две смены —порой всего для нескольких классов. Есть даже микрорайоны, где школы работают в две с половиной смены. Между тем в Западном округе активно строится коммерческое жилье, но без школ. В Митине тоже их не хватает. [b]— Какова ситуация с учебниками? [/b] — Москва — единственный из всех регионов, обеспечивающий школьников учебниками полностью. Мы категорически запрещаем учителям давать задания ученикам покупать учебники. Учитель имеет право заранее выбрать, дать заявку, а затем школа формирует заказ — что и сколько необходимо. Потом на уровне округа и города все тщательно рассматривается — в том числе с советом учеников, с родителями. Нам на учебники было выделено 155 миллионов рублей на год. С нынешнего учебного года будут печатать только в Москве, чтобы не возить издалека. При этом учебники комплектуются для каждой школы и по графику доставляются. Помогаем учебниками и другим территориям — их 32: страны СНГ, Севастополь…. [b]— Сколько в этом учебном году будет учеников? [/b] — В старших классах нет резкого уменьшения их числа. Только в начальной школе сокращение — пришли дети, которые родились в те сложные годы, когда стало плохо с рождаемостью. У нас наполняемость старших классов выше, чем начальных. А средняя — чуть больше 25. Это нормально. Недопустимо, когда менее 20 учеников в классе, — мы пока небогаты. [b]— Многие родители интересуются вашим, Любовь Петровна, отношением к начальной военной подготовке школьников.[/b] — Более нелюбимого предмета у ребят не было. Нет хороших преподавателей, отставники предпочитают работать в коммерческих структурах, наша зарплата их не устраивает. Минобороны закрывает свои вузы, хотя можно было бы готовить учителей. Правда, есть еще и такой предмет — основы безопасности жизнедеятельности, но я убеждена, что преподавать его должны мужчины. Однако пока на недавнем конкурсе «учитель года» победила женщина — преподаватель именно этого предмета. Мы — за военно-патриотическое воспитание. Есть городской клуб юных десантников, начинавший с сотни ребят, а сейчас в нем их тысячи. Есть несколько клубов юных моряков и речников, открыт кадетский корпус, планируем открыть морской кадетский корпус. Возможностей много — важно восстановить престиж армии. [b]— Напоследок, Любовь Петровна, личный вопрос: ваше самочувствие? [/b] — Прекрасное. [b]Новые виды учебных заведений [/b] [i]Лицеи — 16 Гимназии — 32 Школы-лаборатории — 29 Общеобразовательные школы с гимназическими классами — 106 Общеобразовательные школы с лицейскими классами — 103 Школы с углубленным изучением иностранного языка — 112 Школы с экстернатной формой образования — 27 Семейная форма образования — 150 Школы с классами коррекционно-развивающего обучения — 498 Школы с углубленным изучением изо, музыки, предметов эстетического цикла — 8 Центры образования — 6 Образовательные учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом — 47 Негосударственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу, — 254 [/i]

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

184 969 + 1 329 (за сутки)

Выздоровели

244 097 

Выявлено

4 521 + 11 (за сутки)

Умерли

Руслан Клинский

Карать ли за измену топором

Мехти Мехтиев

Учитесь жить по средствам

Виктория Филатова

Битва за Патриаршие

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Достопримечательности в шаговой доступности

Дарья Завгородняя

Покупатель прав не всегда

Александр Хохлов

Кто в Арктике хозяин

Анатолий Горняк

Депутат за четыре копейки

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите