Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Уйдет ли в прошлое меловой период?

Общество

[i]Самый дефицитный товар в канун учебного года — цветы. Ведь в почти четырех тысячах учреждений московской системы образования работают около 190 тысяч человек, из них свыше 71 тысячи — учителя.А под их неослабным вниманием в дошкольных учреждениях и школах находятся более одного миллиона 400 тысяч юных питомцев. Только в первые классы придут свыше 100 тысяч малышей.Это сколько же букетов подарят они своим наставникам! Праздничность первого дня, радость встреч после летнего отдыха, приятные хлопоты — все же только фасад огромного многофункционального комплекса, которым управляет столичный Комитет образования, возглавляемый Любовью Кезиной.Подготовка к новому учебному году началась еще весной. Правительство Москвы по докладу Л. П. Кезиной приняло тогда весьма обстоятельное постановление, где было расписано все — строительство и ремонт школ и детских садов, обеспечение учебниками, меры по укреплению здоровья детей и подростков, финансовая база и, конечно, кадры. С них и началась наша беседа с [b]Любовью Кезиной[/b].[/i][b]— Завершая обсуждение программы подготовки к 1998/99 учебному году на заседании правительства Москвы, вице-мэр Валерий Шанцев сказал, что благополучие в народном образовании обусловлено тем, что работают там люди заинтересованные, а не тем, что «мы туда деньги валим». Без любви к профессии нельзя быть учителем, это все знают. А что делается для того, чтобы укрепить учителя в этой любви? [/b]— У нас была единая общеобразовательная школа. А в 90-е годы родились гимназии, лицеи, колледжи. Три года назад в Москве утверждена номенклатура образовательных учреждений — это 56 видов. Теперь у нас действуют учебно-воспитательные, учебно-педагогические, учебно-производственные комплексы, есть учебные заведения с этно-национальным компонентом, есть конфессиональные, есть частные. Появилась возможность свободного выбора и у учителей, и у родителей, и у учащихся. И все они участвуют в образовательном процессе, проявляют инициативу. Скажем, пятидневку ввели по предложению родителей и учащихся. Мы в Комитете образования не стремимся запрещать, инициативу не душим, рассматриваем даже предложения «с завихрениями». И частным, негосударственным школам помогаем, трижды их проблемы рассматривали на заседании коллегии нашего комитета. Вот так и сложился обширный реестр видов образовательных учреждений. На федеральном уровне, вне Москвы этого пока нет.[b]— В чем, Любовь Петровна, проявляется свобода выбора? [/b]— Каждая общеобразовательная школа работает на основе федерального учебно-базисного плана. Это обязательная часть обучения, ее нельзя ни менять, ни отменять, чтобы защитить ребенка, — сегодня он учится в одной школе, завтра перешел в другую — основа знаний должна быть единой везде в стране. Но в нынешнем учебном году вводится в действие обновленный региональный базисный учебный план, продолжится формирование региональных образовательных стандартов. В столичных школах, лицеях, гимназиях, колледжах отрабатывается около двухсот авторских программ. Это и есть свобода творчества учителя.Региональный план вводит в столичных школах преподавание москвоведения, экологии, экономики, логики, психологии, граждановедения — политологической дисциплины, опирающейся на исторические знания, обществоведение, основы прав человека. Мы, однако, предупредили школы о том, что не надо слепо следовать этому плану, а напротив, стоит вносить в него свой школьный компонент.Все зависит от пожеланий родителей и учеников, от наличия преподавателя в штате. А финансирование — за счет бюджета. Хочу особо заметить, что школа не вправе брать с родителей деньги за преподавание любого из вышеперечисленных предметов. Другое дело — родители хотят учить детей танцам или риторике. Для этого можно создавать платные группы.Важно знать и то, что предметы из школьного компонента, преподаваемые по выбору учителей, родителей и учеников, — не факультатив. Это обязательные уроки. Хотя, скажем, психология может преподаваться только в одном из параллельных классов.Более того, школа вправе строить личностно ориентированный учебный план. Из 36 учебных часов обязательны 30, а остальные дайте ученику возможность выбрать. Конечно, это дополнительная забота для школы: надо приспосабливать программы. Например, по математике. Одна — общедоступная, другая — для тех, кто в гуманитарном классе, третья — для «продвинутых», особо интересующихся точными науками. И учителя должны быть готовы к этому. Школа обязана давать такие знания, чтобы репетиторы не требовались.[b]— Объем необходимых знаний увеличивается, вводятся новые предметы. Между тем состояние здоровья юных москвичей вызывает большую тревогу. Не ляжет ли на их плечи растущая перегрузка? [/b]— Напротив, наш учебный план защитит от нее ребят, поскольку в нем обозначена максимально допустимая для каждой параллели нагрузка, превышать которую школа не вправе. В начальной школе существуют программы «1— 3» и «1 — 4», первая — более плотная, из третьего класса ученик перешагивает в пятый. Но это закладывает перегрузку, и по согласованию с медиками будем переходить на «1 — 4».Я не исключаю, что есть учителя особенно сильные, увлеченные своим предметом, которые захотят дать побольше знаний… Нам придется поправлять их, чтобы не перегрузить учеников.[i][b]Из комплексной программы «Образование и здоровье».Утверждена правительством Москвы 23.6.98 г.[/b]Происходящие в обществе процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно растет число детей, лишенных родительского попечения, …вовлеченных в преступную деятельность, увеличиваются детская проституция, наркомания и алкоголизм.Отмечен рост показателя распространенности болезней у детей в возрасте от 0 до 14 лет: с 198400 в 1996 году до 215740 в 1997-м.Первое место среди патологий занимают болезни органов дыхания — 51 процент, затем болезни нервной системы — 10 процентов, органов пищеварения — 5.Физически здоровы только 16 процентов детей, 50 процентов имеют функциональные нарушения в состоянии здоровья, 34 — хроническую патологию. Это вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным НИИ педиатрии, 20 процентов детей 6 — 7 лет не готовы к обучению в школе… По другим данным, за годы учебы впятеро возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза — нарушений психического здоровья, втрое — число детей с заболеваниями органов пищеварения.При этом отмечается четкая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок.[/i][b]— А как смягчить нагрузку на здоровье и с точки зрения количества учебных часов, и с позиции медика и психолога, ответственных за конкретного ребенка? [/b]— Именно на решение этой задачи ориентирует программа «Образование и здоровье». Над ее подготовкой работали многие научные коллективы и простые детские поликлиники. Создан координационный совет по реализации этой программы, это независимый орган, куда вошли крупные педиатры, логопеды, наркологи, психологи.В Москве свыше 600 детсадов, целиком специализированных или с группами, где идет долечивание детей, — и с сердечно-сосудистыми болезнями, и с недугами зрения и слуха, и с плохо развитой речью. Но если прежде все это обрывалось, когда ребенок поступал в школу, то теперь такая забота ждет его и там.Есть даже и школы здоровья — в Южном Бутове, Братееве. В одной из общеобразовательных школ в Митине есть физиотерапевтический кабинет и тренажерный зал, работают врачи из детской поликлиники. В штате Братеевской школы будет 21 медсестра, а врачи — из поликлиники. И все — за счет бюджета. А префектура Южного округа вложила в оборудование этой новой школы 3600 тысяч рублей — «новыми». В каждом районе Юго-Западного округа усилиями префектуры создан центр здоровья детей. В одном из них я побывала и свидетельствую: великолепно! К сожалению, медицинские работники есть только в 400 школах — это всего треть существующих.Зато психологи входят в штат школ. Только если директор — лентяй, он не ищет таких специалистов. Вот я побывала в школе-интернате № 16 Северо-Восточного округа, открывшейся после реконструкции, там целая психологическая служба — четыре специалиста. Сегодня ведь без психологического обеспечения в школе работать невозможно. Есть и второй уровень — центры психолого-педагогической и медицинской реабилитации. Только в нынешнем году мы открыли 17 таких центров, и они пользуются все большим доверием родителей и учителей. При некоторых центрах есть школы, в которых детям с учетом их состояния обеспечен индивидуальный подход. А на уровне городском есть координационный центр психологической службы.[b]— Откуда возьмутся кадры психологов? [/b]— Два года тому назад в системе Комитета образования открыт городской психолого-педагогический институт. В нынешнем году туда принято 150 студентов-первокурсников.[b]— В постановлении московского правительства о подготовке к новому учебному году сказано: «кадровая ситуация остается сложной». Что это означает? [/b]— Дело в том, что в начале 90-х годов произошел большой отток учительских кадров в коммерческие структуры. Особенно словесников, преподавателей иностранных языков, математиков и физкультурников. Ушли те, кто хотел больше зарабатывать. Но ведь этого хотят все, а учитель и сейчас в среднем зарабатывает 800 рублей в месяц. И к окончанию 1994/95 учебного года было свыше пяти тысяч вакансий. Сейчас положение улучшилось.Три года тому назад создан и городской педагогический университет. Это поистине детище столичного правительства. В этом вузе — необычайно высокий уровень преподавания, прекрасная нравственная атмосфера. И при подготовке учителей очень заботятся о том, чтобы дать им адресную подготовку — в зависимости от того, где придется работать: в лицее, гимназии, обычной школе. А практика на последнем курсе — не один месяц, как в других педвузах, а весь год. Таких молодых учителей охотно берут на работу в те же школы, где они практиковались. В нынешнем учебном году мы получили 600 выпускников.На конец минувшего учебного года, исходя из 18-часовой нагрузки учителя, было 2754 вакансии в московских школах. А придут 2750 выпускников. Количественно мы задачу кадров решаем. Но по-прежнему недостает словесников, учителей иностранных языков и физкультуры. Вот показательная цифра. Педуниверситет им. Ленина выпустил нынче 195 учителей иностранных языков — в школы пойдут лишь три.Но появилась и проблема переизбытка других учителей. Это дает школе возможность выбора. Правда, мы еще не можем устраивать конкурс вакансий. Тем не менее ставим задачу, чтобы все учителя начальной школы имели высшее образование.[i]В общеобразовательных школах Москвы женщины составляют почти 90 процентов учителей (около 63,5 тысячи). Высшее образование — у 82,3 процента учителей.Стаж свыше 5 лет имеют около 70 процентов.[/i]— Есть программа социальной защиты учителей. Это — бесплатные квартиры, возможность отдохнуть — мы уже несколько лет арендуем в Хосте корпус санатория «Кавказ». Из фонда социальной защиты префектуры можно получить средства на оплату путевки. Для учительских детей открываем летний оздоровительный лагерь на базе одной из наших санаторно-лесных школ. Есть и школьная база, где дети могут находиться в течение года. Еще есть надбавки к зарплате учителей, они называют их лужковскими. Это примерно треть к средней зарплате учителей по России.[b]— Отслеживает ли школа судьбы выпускников, их трудоустройство? [/b]— Да, правда, такую статотчетность несколько лет назад отменили, но мы ее восстанавливаем. Школа обязана думать о судьбах своих питомцев. Иначе для чего работать? Уже в июне по результатам единых экзаменов, практикуемых школами, сотрудничающими с вузами (772 школы и 104 вуза), принято в число студентов 40 процентов выпускников. В сентябре подытожим окончательно, кто продолжил учебу, кто стал работать. В трудоустройстве активно им содействует Комитет по труду и занятости.[i]Взаимодействие с вузами — реальный способ повысить уровень образования, поставить его на современную основу. Но материально-техническая база столичного образования еще далека от совершенства.Только 11 процентов московских школ не имеют компьютеров. Но лишь 6 процентов имеют работающие компьютеры с общим и учебным программным обеспечением, методической поддержкой и выходом в мировое информационное пространство. Исключение составляет лишь Зеленоград, где таких компьютеров почти втрое больше и все школы компьютеризированы.Как отметили авторы одного из исследований, оборудование в столичных школах изношенное и морально устаревшее, порой поддерживаемое в рабочем состоянии только усилиями преподавателей.Выступая на заседании правительства Москвы, Любовь Кезина заявила: «Школа останется с доской и мелом, если не приобретать для нее оборудование».[/i][b]— Какие новшества придут в московскую школу в этом учебном году? [/b]— Изменения «валютного коридора» заставили нас остановиться и призадуматься. У нас на выходе программа «Столичное образование-2», поскольку первая уже реализована. А за осуществление второй отвечают вместе с нашим Комитетом строители, Департамент потребительского рынка и услуг, Комитеты по культуре, по делам семьи и молодежи, по региональным и общественным связям, здравоохранения и, конечно, финансисты. Ведь новая программа предусматривает движение школы вперед — а это обновление содержания образования, создание учебников и пособий нового поколения и многое другое.[b]— У столичной школы — финансовые проблемы? [/b]— В настоящее время финансирование Комитета образования — 60 процентов потребности. То же предполагается и на предстоящий бюджетный год, только вот деньги уже другие. Мы получаем лишь половину необходимого на коммунальные расходы и 20 процентов — на капитальный ремонт. Тем не менее в 74 школах он проведен или завершится к зиме. Но нужно и новое оборудование, и мебель — в иных школах ей уже по 30 лет… Полностью финансирование идет по так называемым социально защищенным статьям — зарплате со всеми надбавками и начислениями, стипендиям, питанию школьников и детдомовцев.Надо отдать должное правительству Москвы, которое, вопреки кризису, находит деньги для строительства школ. Еще в 1994 году мы подсчитали, что Москве крайне необходимы 350 школ-новостроек. За прошедшее с тех пор время возведено 105. В новом учебном году вступят в строй еще 21 и четыре блока начальных классов. И все же около 600 школ вынуждены устраивать занятия в две смены —порой всего для нескольких классов. Есть даже микрорайоны, где школы работают в две с половиной смены. Между тем в Западном округе активно строится коммерческое жилье, но без школ. В Митине тоже их не хватает.[b]— Какова ситуация с учебниками? [/b]— Москва — единственный из всех регионов, обеспечивающий школьников учебниками полностью. Мы категорически запрещаем учителям давать задания ученикам покупать учебники. Учитель имеет право заранее выбрать, дать заявку, а затем школа формирует заказ — что и сколько необходимо. Потом на уровне округа и города все тщательно рассматривается — в том числе с советом учеников, с родителями.Нам на учебники было выделено 155 миллионов рублей на год. С нынешнего учебного года будут печатать только в Москве, чтобы не возить издалека. При этом учебники комплектуются для каждой школы и по графику доставляются. Помогаем учебниками и другим территориям — их 32: страны СНГ, Севастополь….[b]— Сколько в этом учебном году будет учеников? [/b]— В старших классах нет резкого уменьшения их числа. Только в начальной школе сокращение — пришли дети, которые родились в те сложные годы, когда стало плохо с рождаемостью. У нас наполняемость старших классов выше, чем начальных. А средняя — чуть больше 25. Это нормально. Недопустимо, когда менее 20 учеников в классе, — мы пока небогаты.[b]— Многие родители интересуются вашим, Любовь Петровна, отношением к начальной военной подготовке школьников.[/b]— Более нелюбимого предмета у ребят не было. Нет хороших преподавателей, отставники предпочитают работать в коммерческих структурах, наша зарплата их не устраивает. Минобороны закрывает свои вузы, хотя можно было бы готовить учителей.Правда, есть еще и такой предмет — основы безопасности жизнедеятельности, но я убеждена, что преподавать его должны мужчины. Однако пока на недавнем конкурсе «учитель года» победила женщина — преподаватель именно этого предмета.Мы — за военно-патриотическое воспитание. Есть городской клуб юных десантников, начинавший с сотни ребят, а сейчас в нем их тысячи. Есть несколько клубов юных моряков и речников, открыт кадетский корпус, планируем открыть морской кадетский корпус. Возможностей много — важно восстановить престиж армии.[b]— Напоследок, Любовь Петровна, личный вопрос: ваше самочувствие? [/b]— Прекрасное.[b]Новые виды учебных заведений [/b][i]Лицеи — 16 Гимназии — 32 Школы-лаборатории — 29 Общеобразовательные школы с гимназическими классами — 106 Общеобразовательные школы с лицейскими классами — 103 Школы с углубленным изучением иностранного языка — 112 Школы с экстернатной формой образования — 27 Семейная форма образования — 150 Школы с классами коррекционно-развивающего обучения — 498 Школы с углубленным изучением изо, музыки, предметов эстетического цикла — 8 Центры образования — 6 Образовательные учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом — 47 Негосударственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательную программу, — 254 [/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.