Изменения в Законе «О защите прав потребителей»
«Слышала, что приняты какие-то изменения в Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс. О чем идет речь и какие новшества ожидают москвичей после принятия этих поправок?» Людмила ПУТЕЙКИНА, ЮЗАО Алексей МОНАХОВ, СТАРШИЙ ЮРИСКОНСУЛЬТ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПОТРЕБИТЕЛЯМ: – Действительно, такие поправки приняты и вступят в силу с 12 декабря 2007 года. Они запрещают продавцам товара играть с покупателем в кошки-мышки: впаривать ему якобы «0» процентов по кредиту, низкие ставки и чуть ли не половинные скидки. Теперь вы получили пенсию или зарплату и, придя покупать в кредит, допустим, электрический обогреватель, имеете право требовать полную информацию о кредите: его размер, полная сумма, подлежащая выплате, и график погашения этой суммы. Сразу станет ясно – покупать в кредит под 25–30 процентов (что и бывает на самом деле), или пережить холода под ватным одеялом, или накопить полную сумму и не кормить лукавых кредиторов. Введена ответственность за нарушение срока поставки предоплаченного товара. Допустим, вы только что вернулись из отпуска и измучены отдыхом настолько, что не можете дотащить до дома обогреватель, купленный-таки в кредит. Вы оформляете доставку его на дом. Ждете, трясетесь от холода (адаптация после жары на Канарах), а грелку все не везут. Раньше по этому поводу можно было только материться в тряпочку, а после вступления поправок в силу имеете право требовать с продавца неустойку в размере 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки поставки товара, но не более размера предоплаты. Стоит, допустим, обогреватель 2000 рублей. День просрочки поставки – червонец. Через двадцать дней «тягомотины» уже можно рассчитывать на получение бесплатного агрегата. Так-то! Не приведи господь, но, допустим, случилось страшное: обогреватель доставили вовремя, но он не греет! По ныне существующему закону «проверку качества» проводит продавец. Бодаться с ним трудно, а иногда и смертельно опасно. С 12 декабря в такой ситуации «продавец, изготовитель, уполномоченные лица или импортер должны провести экспертизу за свой счет». Но самое главное – потребитель теперь может присутствовать при проведении этой экспертизы. Еще одна деталь уточнена. Сейчас продавцы и сервис-центры любят назначать срок экспертизы в 20 дней. А срок возврата денег за товар с браком законом установлен… в 10 дней. Пока экспертов дождешься, все свои права растеряешь. В новом законе уточнено, что срок проведения экспертизы включен в срок для удовлетворения отдельных требований. Это очень важно. Допустим, у обогревателя не работает только регулятор температуры. Технически сложный товар (автомобиль, холодильник, стиральную машину и пр.) при любом недостатке можно будет заменить или вернуть продавцу в течение 15 дней после покупки. Можно вернуть и по истечении 15 дней: -при обнаружении существенного недостатка товара; -нарушении законных сроков устранения этого недостатка; -невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока (в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков). То есть в инструкции стоят 3 года гарантии. В первый год сломался агрегат. Его отремонтировали. Он опять сломался, и так далее. Как месяц в совокупности за 3 года продрожали без уюта и тепла – требуйте замены бракованного агрегата. Но в этой ситуации, к сожалению, прав у потребителей стало меньше. Раньше вернуть деньги за технически сложный товар с недостатком можно было при любом недостатке в течение всего гарантийного срока. Впрочем, по новому закону товар с недостатком можно вернуть (не продавцу, а изготовителю или импортеру) в течение гарантийного срока без каких-либо ограничений по существу недостатка. Правда, найти этих изготовителей самых популярных потребительских товаров длительного пользования по-прежнему задача не из легких. Еще одна льгота покупателям – продление срока гарантии. Если этот срок письменно не установлен, гарантийный ремонт должен быть выполнен в минимальный срок, «объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа». Но при согласии потребителя он может быть продлен. Для этого требуется подписать дополнительное соглашение. В таком случае его величина – 45 дней включительно. Во время ремонта потребители могут потребовать во временное пользование аналогичный товар (правда, не любой, есть ограничения). Не мерзнуть же за свои деньги! Новый закон наконец-то дал определение «аналогичному товару». Теперь это «товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами». При выдаче товара из гарантийного ремонта потребителю будут выдавать документ с информацией: о датах обращения, передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, сроке устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о времени выдачи товара потребителю после устранения недостатков. Ясное дело, бумажной работы сервисным центрам прибавится, зато потребитель не будет думать, что у него из стиральной машины выдрали все новые детали, а вставили, как в самолет, бэушные. НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА: -оставлены лазейки для тех, кто захочет затянуть срок гарантийного ремонта более чем на 45 дней; -при просрочке выполнения услуги (например, изготовление мебели) неустойка равна 3% от стоимости товара за день просрочки, но не более стоимости услуги. А при просрочке поставки предоплаченного товара – 0,5% и не более размера предоплаты – маловато будет; -если в технически сложном товаре менее 30 дней в году в совокупности устранялся неоднократно один и тот же недостаток - это не является причиной для возврата или замены. В такой ситуации мы прогнозируем увеличение числа исков потребителей с требованиями о взыскании неустоек за длительный (более 45 дней) гарантийный ремонт через 3-4 месяца.