Возвращение «Тихого Дона»
[i][b]Почти детектив[/b]В 1989–1990 годах режиссер Сергей Бондарчук вместе с «Мосфильмом» и итальянским продюсером Энцо Рисполи снимал «Тихий Дон». Увы, завершить работу режиссер не смог. Продюсер Рисполи обанкротился, и 160 тысяч метров отснятой за эти два года пленки остались за пределами России, в Италии.[/i]О событиях тех лет вспоминает [b]генеральный директор «Мосфильма» Карен ШАХНАЗАРОВ[/b]:– Сергей Бондарчук задумал снимать фильм после памятных событий V Съезда кинематографистов (1986 год). Пресса разразилась критическими статьями: зачем, мол, Бондарчук затеял еще один «Тихий Дон», когда есть замечательная картина Сергея Герасимова? В общем, изначально атмосфера вокруг фильма была негативная. Несправедливо негативная.И путь Сергея Федоровича к созданию фильма оказался тяжелым. Но я помню, что вел он себя необыкновенно мужественно даже тогда, когда стало понятно, что у картины нет шансов дойти до зрителя. Но внутренняя боль, конечно, была.Самое страшное для режиссера – когда твою картину не показывают.В том, что сейчас фильм выходит на телеэкран, есть человеческая справедливость по отношению к Сергею Федоровичу. Лучшей эпитафии в память о великом мастере просто не придумаешь.Когда Сергей Бондарчук приступал к работе над экранизацией, речь шла о съемках сериала по «Тихому Дону» Шолохова – на итальянские деньги, на английском языке, и все права на отснятый материал принадлежали иностранным инвесторам. В главных ролях снимались звезды мирового кино: Руперт Эверетт (Григорий Мелехов), Дельфин Форест (Аксинья), Мюррей Абрахам (Пантелей). В других ролях – звезды отечественного кино: Ирина Скобцева (Василиса Ильинична), Алена Бондарчук (Наталья), Наталья Андрейченко (Дарья), Владимир Гостюхин (Петр), Борис Щербаков (Степан).Продюсер не рассчитал свои силы. Он взял кредит у банка, который решил инвестировать не только в «Тихий Дон», но и в еще одну картину под названием «Чингисхан», которая тоже была монументальным проектом. Денег у Рисполи на все не хватило, и он объявил о своей несостоятельности. Весь киноматериал «Тихого Дона» оказался под арестом в итальянском банке.Попытки вернуть картину предпринимались с момента окончания съемок, то есть все 16 лет. По словам гендиректора Первого канала Константина Эрнста, за картину боролись Министерство культуры, Министерство иностранных дел, киноконцерн «Мосфильм» и другие организации, а «двигателем процесса» была семья Бондарчуков.Два с половиной года назад прямые долги в банке «перешли в другое качественное состояние», и юристы Первого канала сделали возможным выход авторских прав из-под юрисдикции банка. На презентации фильма для прессы Константин Эрнст отметил, что президент Российской Федерации Владимир Путин лично содействовал возвращению «Тихого Дона» на родину. В результате всех этих взаимодействий материалы фильма вернулись в Россию, Первый канал стал единственным обладателем прав на картину на территории РФ и СНГ. Права показа за рубежом остались за Рисполи.[i][b]«Шолохов заменил отцу жизнь»[/b][/i]Для руководства Первого канала, вернувшего «Тихий Дон» в Россию, было принципиально, чтобы постпродакшн осуществлялся в семье Бондарчуков.[b]Федор БОНДАРЧУК [/b]стал режиссером телеверсии и до сих пор говорит о работе над фильмом отца с особым трепетом и осторожностью:– Сложно было заниматься постпродакшном. Я находился в постоянных сомнениях: все ли материалы действительно добрались до нас? Теперь могу сказать с уверенностью: все, что было снято Сергеем Бондарчуком, привезено в Россию. Более того, у нас была черновая версия монтажа десятисерийного сериала, сделанная отцом. Многие ключевые сцены он снимал с опережением, и они остались без изменений. Из десятисерийной версии картина стала семисерийным телефильмом. Я возьму на себя смелость утверждать: отец снимал картину, предполагая, что аудитория знает роман Шолохова.Сейчас время изменилось, и нам пришлось доделывать некоторые вещи. Мы досняли образ Дона, который есть у Шолохова, дабы помочь зрителю понять причинно-следственные связи в картине, досняли и смену времен года. Мы записали закадровый голос в исполнении Никиты Михалкова. Он и Ирина Константиновна Скобцева в течение месяца работали над текстом по режиссерскому сценарию отца, по тем заметкам, которые он делал на полях сценария.Работать нам было очень тяжело. Первую монтажную «склейку» я сделал лишь через месяц, в течение которого мы снова и снова просматривали материал. Настраиваясь на работу, я пытался понять, почему отец так стоически хотел снять «Тихий Дон»… Я не люблю Шолохова, а мама не любит Толстого, потому что в какой-то момент Толстой стал для отца философией жизни, а затем Шолохов заменил отцу жизнь. Он жил только романом. Я пытался найти для себя ответ на вопрос, чем отличается этот фильм от картины Герасимова? Да, в романе была страна, которая через мясорубку страшных событий в одночасье превратилась в другую страну, был образ Дона…Все это есть и в фильме Герасимова. А у Бондарчука этого нет, он акцентировал взгляд на любовном многограннике чувственности.[i][b]«Казачья «Война и мир» от первого лица[/i]Сергей БОНДАРЧУК[/b] в телехронике, снятой итальянцами во время съемок фильма, лично рассказывает о том, почему для него было так важно экранизировать «Тихий Дон»:– Работая над фильмом «Судьба человека» по рассказу Михаила Шолохова, я впервые познакомился с писателем. Спустя некоторое время я снова обратился к творчеству Шолохова в фильме «Они сражались за Родину». Теперь снимаю «Тихий Дон», а это всегда было моей мечтой. В первых публикациях роман Шолохова назывался «Казачья «Война и мир». Мне удалось снять фильм «Война и мир» и сейчас предстоит снять «Тихий Дон». Я считаю, что это две вершины в русской литературе, а «Тихий Дон» признаю лучшим романом ХХ века.В этом фильме главные роли будут играть западные актеры. Тут, конечно, возникает вопрос, как они будут создавать образы Григория и Аксиньи. Мне кажется, что истинно народная жизнь везде одинакова. Отличительная черта донских казаков – это люди, призванные воевать. Они воевали на стороне царя, против царя, воевали на стороне поляков, воевали на стороне русского, украинского народа и воевали просто так. То есть эти люди – воины. Свободолюбивые! Когда человек был не согласен с правительством, он уходил на Дон и жил там в полной свободе. Эти черты распространяются на все народы, поэтому я уверен, что зарубежные актеры казачьи характеры освоят. Мы в конце фильма все будем донскими казаками.[b]Дельфин ФОРЕСТ[/b] в телехронике вспоминает, что Сергей Бондарчук показался ей «человеком с сильным характером»: – У него такой тяжелый взгляд, что порой кажется, он может убить этим взглядом.А [b]Руперт ЭВЕРЕТТ [/b]признался, что чувствовал себя крайне смущенным, потому что ему, англичанину, пришлось играть одного из главных персонажей русской литературы: – Григорий похож на Гамлета – он классический русский герой, но не такой мыслитель, как Гамлет. Он более эмоционален. Григорий, без сомнения, трагическая фигура, к концу фильма он теряет все. Что касается самих съемок, то в Россию влюбляешься сразу, а Бондарчук – великий режиссер, так что все говорило за то, чтобы я взялся за эту роль. Кроме того, мне заплатили кучу денег![i][b]Последние черты[/b][/i]Помимо доработки видеоматериала, для телеверсии пришлось озвучивать главных героев. Теперь Руперт Эверетт говорит голосом Максима Суханова, Мюррей Абрахам – Сергея Гармаша, Дельфин Форест – Марины Зудиной.Однако, если судить по первой серии фильма, которую показали журналистам, хоть голосовое попадание в образы и произошло, с попаданием в артикуляцию справиться не всегда удается.А этот маленький огрех зачастую способен разрушить магию даже самого нетривиального кино. Зато в кадре остались знаменитые батальные сцены Бондарчука. Например, уникальная панорама атаки казачьих войск, которая снималась при помощи крана. Камера на кране поднимается, одновременно разворачиваясь, и охватывает весь простор огромного поля, на котором происходит сражение.Даже опасения по поводу иностранцев в роли казаков отчасти развеиваются. Средиземноморский тип внешности Дельфин Форест и ее темперамент на образ казачки вполне ложатся.Сложнее с Рупертом Эвереттом, чей аристократизм не могут скрыть ни военная форма, ни овчинный тулуп.