Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту

Наши животные съели «Смак»

Общество
Наши животные съели «Смак»

Недавно на Первом канале стартовала программа «Зверинец». После перемещения «В мире животных» на «Домашний» это первая попытка канала обзавестись программой о животных. «Вечерка» побеседовала с «закадровым ведущим» «Зверинца», он же президент телекомпании «Цивилизация» [b]Львом НИКОЛАЕВЫМ[/b].[i][b]Ведущим хотели сделать собаку[/i]– Лев Николаевич, а почему вы за кадром?[/b]– Я делал пилотный выпуск, начитал текст. Потом мы решили, что я какое-то время почитаю текст и дальше, пока не подберут ведущего. Идея программы возникла у нас в телекомпании, года два назад. Как-то к нам пришел знаменитый постановщик трюков с животными Виктор Зуйков. Он то нам и предложил идею передачи. Мы стали делать вариант за вариантом, даже попробовали сделать собаку ведущим. Но в итоге сделали программу вообще без ведущего, которую и утвердил Константин Эрнст ([i]генеральный директор Первого канала[/i]. – [b]О. Н.[/b]). Сейчас мы можем говорить о том, что программу зрители приняли хорошо: рейтинг у нас выше, чем у идущего за нами «Смака».[b]– Оставаться на достигнутом, надо думать, не собираетесь?[/b]– Я думаю, что передача будет эволюционировать в сторону увеличения просветительской составляющей. Будем рассказывать о том, откуда появилась та или иная порода животных, какие знаменитые истории с ней связаны. Конечно, симпатично, когда мы видим рабочие моменты создания художественных фильмов с животными, с эмоциональными рассказами актеров об общении со зверями. Это само по себе обеспечивает зрительский интерес. Но, поскольку я всю жизнь связан с научно-просветительским направлением на телевидении, мне кажется, что следует воспользоваться интересом зрителей и рассказать им еще и полезную информацию. Пока Николай Дроздов живет на «Домашнем» и не вернулся на Первый, что, лично мне, кажется логичным, можно нашу программу о животных расширять.[i][b]Лошадку списали на пенсию[/i]– Какие из уже вышедших передач считаете особенно удачными?[/b]– У нас вышла, например, программа про фильм «Граница», в котором животные принимали значительное участие. Так, собаке породы хаска пришлось сыграть волка и сложные взаимоотношения с героем Гуськова. Мы же рассказываем о том, как из добрейшей собаки делали злого волка. Очень трогательный фильм получился про лошадь, которая работала в цирке, а потом снималась в фильме с актрисой Натальей Белохвостиковой. Лошадку эту списали на пенсию. В итоге Наталья и ее дочь – режиссер фильма – взяли опеку над этой лошадью и отдали ее в питомник. Такие истории о дружбе и человеческом отношении сейчас очень нужны на телевидении.[b]– Телекомпания «Цивилизация» сделала более полусотни успешных документальных фильмов как для «Первого канала», так и для канала «Культура». Получается, что документалистику можно делать рейтинговой, не скатываясь в чрезмерную сенсационность?[/b]– Конечно, можно. Но сейчас популярна желтизна, ориентация на скандалезность. Теперь, о звездах принято говорить без восторга и придыхания, чтобы зритель у телевизора мог сказать: «Вот они какие. Они не лучше нас. Они также пьют водку и изменяют своим женам». Чем хуже, тем лучше… тем выше рейтинги. Цифра становится во главе. Нам нелегко доказывать, что нужно сделать, скажем, программу об Алане Тьюринге, – человеке, с которого началась история компьютеров, хотя его имя и не стало брэндом для миллионов. Но у наших фильмов есть свой зритель, и для него неизвестное имя значит гораздо больше, чем уже раскрученное.Что касается успешности наших проектов, то я очень боялся, что, скажем, наш документальный сериал «Братство бомбы» может провалиться. Фильмы выходили один раз в неделю, в полночь. Но оказалось, что по ходу показа сериал набирал приличные цифры и прошел очень хорошо. Мы не только излагали факты о создании бомбы, но и попытались рассказать подробнее о самих ученых. Попробовали заглянуть в их мотивировки и логику. Хотя, конечно, нам тоже приходится искать способы заинтересовать зрителей, поэтому выносим на первый план конфликт и интригу.[i][b]Каша сладкая?[/i]– Какие еще «специальные приемы» используете?[/b]– Если фильм должен, прежде всего, заставить зрителя думать (а думать – больно), то мы включаем в фильм разные точки зрения. Господа, у которых особенно много денег, выстраивают свой рассказ по всей поверхности земного шара, перебегая от Лувра до Колизея. Мы ищем другие пути. Например, показывали такой эксперимент: всем детям дают кашу. И каждый ребенок говорит, что каша сладкая. А напротив одной девочки стоит тарелка с соленой кашей. Но, слыша, как все говорят «каша сладкая», девочка, морщась от соли, тоже говорит: «Каша сладкая». Эксперименты в кино – это очень сильная штука, эмоциональная, убедительная и зрелищная. Плюс дополнительную зрелищность фильмам придают сцены, реконструирующие реальные события. Поиск нового языка кино идет именно через кино документальное.Игровое кино использует то, что наработали документалисты. Это и персонифицированная камера, и применение компьютера для создания места действия и т. п.[b]– Что в ближайших планах компании?[/b]– Готовим для Первого канала телевизионный блокбастер, посвященный истории генетики. Рабочее название «Код жизни». Мы уже снимали в Европе - от Кембриджа до Гейдельберга. Будем снимать в США. В фильме попытаемся рассказать об одной из драматичных страниц в истории науки, будет, надеюсь, присутствовать пульс современных событий и страхов, связанных с генетикой. В том числе, проблемы клонирования и генетической модификации продуктов. Это неоднозначная проблема. С одной стороны, генная инженерия делает безусловные успехи в медицине, но чем это обернется в будущем – большой вопрос. Еще заканчиваем фильм о Мстиславе Ростроповиче для Первого канала, о философе Ильине для «Культуры».[b]ДОСЬЕ «ВМ»[/b][i]Лев Николаев с 2000 года президент и художественный руководитель телекомпании «Цивилизация».Родился в 1937 году в Славянске-на-Кубани. Его первые шаги на телевидении и в документальном кино относятся к 1957 году. Был сценаристом, оператором, режиссером. На телевидении с 1973 года – в качестве редактора программ «Очевидное-невероятное», «Институт человека», затем – руководителя и ведущего программ «Под знаком Пи», «Избранное», «Цивилизация». Лауреат Государственных премий и ТЭФИ (дважды).[/i]