Джентльмены предпочитают арго
[i][b]«Джентльмены удачи»[/i] родились как плод творчества счастливых, талантливых и амбициозных людей. Этими людьми двигали разные чувства. Режиссер[i] Георгий ДАНЕЛИЯ [/i]и сценарист [i]Виктория ТОКАРЕВА [/i]были во власти взаимной любви, а главный постановщик [i]Александр СЕРЫЙ [/i]хотел доказать своим оппонентам, что все его прошлые неудачи – всего лишь досадное недоразумение. Именно сплав этих чувств и родил на свет этот кинематографический шедевр.[/b][b]Вместо режиссерского диплома – тюрьма[/b]Мало кто знает, что создатель этого веселого фильма Александр Серый был человеком с трагической судьбой, которая, как казалось многим, совсем не располагала к такому жанру, как комедия.Александр был выходцем из профессорской семьи и обладал множеством талантов: прекрасно владел английским, писал рассказы, увлекался спортом и техникой. Но особенно бредил морем.Поэтому сразу после окончания школы отправился в Одессу, где поступил в мореходное училище. Но моряка из Серого не получилось – врачи обнаружили у него проблемы с сердцем. Александр вернулся в Москву и поступил в Авиационный институт. Окончив его, был распределен в Московский радиоцентр, где уже через год дослужился до должности старшего инженера. Как вдруг Серый решает круто изменить свою судьбу, уйдя из радиоинженеров... в кинематографисты. И поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Его однокурсниками были многие ныне известные режиссеры: Георгий Данелия (как и Серый, до этого не имевший никакого отношения к кинематографической профессии, – он был архитектором), Игорь Таланкин, Сергей Микаэлян (оба пришли на курсы после театрального института).Учеба на курсах давалась Серому без особого труда и благополучно двигалась завершению. Но тут в дело вмешалась любовь. Причем не простая, а роковая.Стоит отметить, что Серый был мужчиной видным и никогда не испытывал недостатка в женском внимании. Однако молодая преподавательница испанского языка из Института иностранных языков по имени Марина сразила его в первую очередь тем, что во время первого знакомства обратила на него особенного внимания.он влюбился в нее с первого взгляда. И поклялся себе, что обязательно добьется расположения. И слово свое сдержал: Марина сдалась. Хотя, знай она, что последует вскоре после этого, может быть, еще подумала бы.Как показали дальнейшие события, Серый оказался человеком крайне ревнивым. Любого мужчину, появлявшегося рядом Мариной, он воспринимал как потенциального соперника и готов был драться свою любовь буквально до смерти. Кончилось тем, что он пришел домой к молодому человеку, которого до этого несколько раз видел рядом с Мариной, и ударил его по лове молотком. Только чудом врачам удалось спасти парня, но тот остался инвалидом. Серого, естественно, арестовали. Потом был суд, который приговорил ревнивца к шести годам тюрьмы. И вместо режиссерского диплома, до получения которого оставался всего лишь год, Серый отправился в места не столь отдаленные.Из отмеренного ему судом срока Серый отсидел чуть больше половины. Помогла мама – профессор Академии наук СССР, которая подняла все свои связи. Благодаря ее стараниям Серый сумел восстановиться и в профессии – его взяли на «Мосфильм».Но самым главным для него было другое: все эти годы Марина ждала его и, едва он освободился, вышла за него замуж. В самом начале 60-х у них родилась дочь Ольга.[b]Выстрел в тумане[/b]Между тем возвращение Серого в профессию было нелегким. Почти два года его не допускали к самостоятельной работе. За это время многие из его однокурсников уже стали знаменитыми. Так, Георгий Данелия и Игорь Таланкин в 1960 году сняли фильм «Сережа», который собрал массу призов на различных кинофестивалях. Почти все из тринадцати однокурсников Серого были при настоящем деле, и только он мучился ожиданием возможной работы. И неизвестно, сколь долго длилось бы это ожидание, если бы ему на помощь не пришли его же однокурсники. Они отправились в Госкино и добились того, чтобы Серому разрешили самостоятельную постановку: он снял приключенческий фильм «Выстрел в тумане» (вместе с А. Бобровским).Фильм не стал сенсацией, однако позволил Серому реабилитировать себя в глазах кинематографического руководства. Правда, длилось это расположение недолго. Както вечером в дверь режиссера позвонили.Он открыл и успел заметить в дверном проеме силуэт человека. В следующую секунду раздался хлопок, и в Серого угодила... стрела из гарпунного ружья. Только чудо спасло режиссера от гибели. После хлопка он инстинктивно убрал голову, и стрела, летевшая ему в лицо, лишь пробила щеку и задела ухо. А неизвестный скрылся так же внезапно, как и появился. Была версия, что это сделал давний «соперник» режиссера, но доказать это так и не смогли.Когда об этой истории узнали на «Мосфильме», Серому дорога в режиссуру стала фактически заказана. Он уже был на грани ухода из профессии, если бы в дело не вмешался все тот же Данелия.[b]Быков, Миронов и Никулин отказались[/b]У Данелии тогда был роман с писательницей Викторией Токаревой, и он предложил ей написать сценарий для Серого. И подбросил Токаревой идею, которую когда-то оговаривал со сценаристом Валентином Ежовым: человек заставляет работать жуликов, убеждая их, что они не работают, а воруют. Так осенью 69-го года на свет появился сценарий под названием «Рецидивисты».Стоит отметить, что в первоначальном варианте сценарий был мало похож на то, что зритель затем увидит на экране. В качестве главного героя в нем выступал майор милиции Леонов, в голову которого приходит весьма оригинальная идея: используя свое сходство с вором по прозвищу Доцент, он намеревался под его видом сесть в тюрьму и попробовать перевоспитать самых трудных уголовников. По сценарию, «трудных» было четверо: фальшивомонетчик Миллиметр, профессиональный альфонс и многоженец, автомобильный жулик Пижон и вор Косой. Вместе с ними ЛеоновДоцент совершал побег из тюрьмы (в цистерне с раствором) и начинал процесс «перековки».В сценарии было множество веселых сцен, а воплощать их в жизнь должны были признанные звезды советского кинематографа. Роль Доцента писалась на Евгения Леонова, которого Данелия считал своим талисманом (с 1965 года он снимался во всех его фильмах), роль Миллиметра отводилась Ролану Быкову, альфонса – Юрию Никулину, Пижона – Андрею Миронову, Косого – Савелию Крамарову. Однако последующие события внесли коррективы в планы авторов сценария.В начале 1970 года, когда сценарий был уже готов, от своих ролей один за другим стали отказываться актеры. Ролан Быков ушел в «Корону Российской империи», Андрей Миронов – в «Достояние республики», а Юрий Никулин отправился в длительные гастроли за границу. В итоге авторам пришлось срочно менять сюжет: теперь вся интрига закручивалась вокруг украденного преступниками шлема Александра Македонского. Число героев хоть и осталось прежним – пятеро, однако из прежнего списка в нем были только двое – майор Леонов и Косой. Остальные были новыми: Доцент, Хмырь и Василий Алибабаевич.Вся троица работала над новым сценарием, что называется, с упоением. Каждый стремился внести свою лепту в сюжет. Например, многие тюремные сцены были придуманы Серым, поскольку он не понаслышке знал об этой стороне жизни. По части различных придумок не отставал от Серого и Данелия. По его словам: «Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, и Вика хохотала так, что у собаки, которая дышала воздухом на соседском балконе, через неделю случилось нервное расстройство».[b]Под оком МВД[/b]Поскольку будущий фильм касался и работы милиции, его авторам пришлось делать запрос в МВД на предмет положительной санкции. И таковая была получена достаточно быстро – об этом распорядился сам глава силового ведомства Николай Щелоков. Чему имелись свои веские основания. Дело в том, что после того как в 1966 году Щелоков пришел к руководству союзным МВД, первое, чем он озаботился, – поднятие престижа вверенного ему ведомства, которое пребывало в плачевном состоянии. Немаловажная роль в этом деле отводилась литературе и кино. По задумке министра, «Джентльмены удачи», хоть и были комедией (а комедий про милицию в Советском Союзе до этого еще не снимали), однако должны были в самом выгодном свете показать работу правоохранительной системы. И все смешные коллизии будущего фильма имели место с героями-рецидивистами, а милиционеры представали исключительно в ореоле благородных и проницательных людей.Одним из консультантов картины оказался подполковник МВД Илья Голобородько, который в то время занимал должность первого заместителя начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений. С этим человеком Серый был знаком заочно – во время работы над сценарием он наткнулся в Ленинской библиотеке на его брошюры по организации воспитательной работы в колониях, которые здорово помогли ему в работе. Между тем Голобородько сценарий в целом понравился, но у него возникли претензии, которые требовалось устранить. В частности, он указал Серому, что тот плохо знает... советскую петенциарную систему.И посоветовал ему съездить на две недели в одну из колоний. И Серому пришлось подчиниться. Правда, в колонии он появился только два раза – когда делал отметки в командировочном удостоверении о прибытие и отбытии. А все остальное время он провел... в гостинице.Именно Голобородько посоветовал сценаристам отказаться от линии «майор милиции – воспитатель». На резонный вопрос «Почему?» подполковник ответил: «Если можно всяких жуликов воспитать добротой, то зачем, спрашивается, карательные органы?» В итоге вместо майора милиции на свет появится воспитатель детского сада Трошкин. Кроме этого, стражи порядка настояли, чтобы сотрудникам милиции в сценарии было уделено больше места, и инициатива поисков шлема Александра Македонского должна была исходить от них же.[b]Звездная компания[/b]То, что они написали бестселлер, авторам фильма стало понятно почти сразу. Данелии домой позвонил знакомый из Министерства обороны и огорошил просьбой: «Дай почитать «Джентльменов...» Сейчас был у своего начальника, он читает и ржет как лошадь». – «Так возьми у него», – резонно посоветовал Данелия. Ответ знакомого его потряс: «Взял бы, да там очередь на месяц вперед: замы, помощники, секретари». Когда Данелия стал выяснять, как их сценарий мог попасть в такое ведомство как Минобороны, выяснилось, что «виноват» Серый: это он дал почитать его своему соседу – военному.Подготовительный период начался в самом конце 70-го года. Начали с подбора актеров. Две кандидатуры были определены еще на стадии работы над «Рецидивистами»: Евгений Леонов (Трошкин, Доцент) Савелий Крамаров (Косой). На роль Хмыря был приглашен другая мегазвезда советского кинематографа – Георгий Вицин. А приглашение на роль Василия Алибабаевича ушло в Ереван, к Фрунзе Мкртчяну.Однако попаданию Мкртчяна в этот звездный тандем помешал громкий скандал. В конце 69-го года актера угораздило принять участие в обряде крещения, который стал достоянием широкой общественности. В итоге Мкртчян угодил в «черные списки» и на некоторое время был отлучен от кинематографа.Даже на эпизодические роли были приглашены кумиры миллионов: Эраст Гарин был утвержден на роль профессора-археолога, Анатолий Папанов – шахматисталюбителя, Наталья Фатеева – дочь профессора... Особое внимание было уделено актерам, которым предстояло играть сотрудников правоохранительных органов. Этих кандидатов «курировало» само МВД.Министерство согласилось с кандидатурой Николая Олялина на роль полковника Верченко (этот актер тогда играл сплошь решительных и мужественных героев), а вот первого красавца советского кино Олега Видова на роль лейтенанта милиции Славина забраковало, посоветовав взять вместо него Михаила Кононова. Но авторы фильма пренебрегли высоким мнением и отстояли Видова.Но больше всего мороки было с кандидатом на роль Василия Алибабаевича. После Мкртчяна на эту роль кого только не пробовали: и столичных актеров, и периферийных. Но никто не подходил. Между тем к началу февраля 70-го в съемочной группе сложилась авральная ситуация: заканчивалась зима, а съемки так и не начинались.Чтобы не угробить картину окончательно (а волокита с ее запуском тянулась уже почти год), Серый обратился к руководству «Мосфильма» с просьбой начать снимать зимнюю натуру немедленно. Ему пошли навстречу: с 8 февраля 1971 года начались съемки улиц города, а через неделю – с участием актеров. Последние стали возможны благодаря тому, что наконец-то был найден исполнитель роли Василия Алибабаевича. Им стал актер столичного Театра-студии киноактера Раднэр Муратов.[b]В КДС туалет лучше[/b]Съемки в Москве велись до конца февраля, после чего остановились: в городе внезапно наступила оттепель. Киношники обратились к синоптикам, которые сообщили, что холода вернутся в город недели через три. Чтобы не терять времени даром было решено провести экспедицию в Среднюю Азию и отснять там летние эпизоды.Сначала путь съемочной группы лежал в один из красивейших городов Узбекистана – древний Самарканд. В нескольких десятках километров от города снимали пребывание четверки беглецов в пустыне. В тех же краях сняли их пробежку до города, пребывание на стадионе, покупку женских туфель Василием Алибабаевичем и другие эпизоды. Там же сняли и плевок верблюда в Косого. Роль двугорбого исполнял верблюд из цирка на Цветном бульваре Алмаз.Поскольку настоящая слюна у верблюда – зеленого цвета и с весьма неприятным запахом, от которого у избалованного артиста Крамарова могло помутиться сознание, пришлось пойти на несложный трюк: верблюжья слюна была заменена пеной от шампуня «Солнышко».После Самарканда группа переехала в Бухару, где на кирпичном заводе были отсняты все сцены, связанные с пребыванием «джентльменов» в колонии. Экспедиция продлилась до 22 марта, после чего группа срочно вылетела в Москву, получив сообщение, что в столицу на короткое время вновь вернулась зима.В апреле съемки фильма были временно приостановлены, и начался монтаж картины. В эти же дни подбирались натурные объекты для будущих съемок. В частности, был найден туалет, в котором Косой и Хмырь должны были дожидаться Доцента, пока тот разговаривает с гардеробщиком. В первоначальных планах должны были снимать в туалете Большого театра, но в итоге выбор пал на Кремлевский Дворец съездов – тамошний туалет и коридор возле него были значительно больше по размерам.Во второй половине мая случилась беда: врачи нашли у Серого рак крови. Это была какая-то вялотекущая форма, и врачи объявили режиссеру, что жить ему осталось около 15 лет. Режиссер впал в депрессию, из которой долго не мог выйти. Однако съемки фильма были благополучно завершены в конце сентября. Правда, заключительный монтаж ленты проводил Данелия, поскольку Серый вынужден был лечь в больницу.Между тем 2 октября съемочная группа фильма понесла первые потери. В тот день скончался актер Павел Шпрингфельд, который играл эпизодическую роль гардеробщика. Было ему 59 лет.[b]Брежнев дал отмашку[/b]Фильм был отправлен в Госкино, но там к нему отнеслись более чем прохладно, посчитав «вредным» из-за большого количества жаргонных выражений. В итоге вопрос о выходе ленты в прокат повис в воздухе.Как гласит легенда, фильм спас глава МВД Николай Щелоков. В преддверии Дня милиции ему показали «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. На этом же просмотре присутствовал зять генсека Юрий Чурбанов, который знал о пристрастии Брежнева к комедиям и решил отвезти фильм к нему на дачу для семейного просмотра. Чурбанов не ошибся: Брежнев смеялся не меньше Щелокова и тоже весьма лестно высказался в поддержку картины. А по поводу жаргонных словечек заметил: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает». Так была решена прокатная судьба фильма.Премьера «Джентльменов удачи» состоялась незадолго до нового 1972 года в кинотеатре «Россия». Успех был ошеломляющим. Виктория Токарева вспоминает: «За мной сидела женщина, она просто сползала от смеха с кресла». Спустя некоторое время сползать с кресел начала вся страна. В прокате 1972 года фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65,2 млн зрителей.В отличие от простого зрителя критика встретила фильм в штыки. Сам Сергей Михалков написал разгромную статью в одной из газет. Еще один критик со страниц другого издания заявлял: «Фильм дальше нагромождения смешных нелепостей не идет. Е. Леонов обкрадывает самого себя, играет с нажимом и, что досадно, крайне однообразно. Особенно обидно за Г. Вицина, чья творческая судьба начинает вызывать уже серьезную тревогу».Между тем фильм обрел феерическую популярность и до наших дней частый и желанный гость на телевизионных экранах. Увы, большинство из создателей фильма уже не могут этого видеть.Как мы помним, первые потери «Джентльмены удачи» понесли уже на стадии подготовки к выходу фильма на экран: в октябре 71-го умер актер Павел Шпрингфельд. В сентябре 80-го из жизни ушел «профессор-археолог» Эраст Гарин. В августе 87-го – «шахматист-любитель» Анатолий Папанов. А два месяца спустя настал черед и Александра Серого. До этого он успел снять еще две комедии – «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин», – которые, увы, не шли в сравнение с «Джентльменами». В середине 80-х душевное состояние Серого продолжало ухудшаться. Душевной сумятице способствовала и тяжелая болезнь, которая в последние годы крайне обострилась. Как итог: 10 октября 1987 года Александр Серый застрелился, не дожив всего нескольких дней до своего шестидесятилетия.А позже один за другим ушли из жизни и вся звездная четверка «джентльменов»…[i][b]ГОНОРАРЫ АКТЕРОВ[/i]- ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ[/b] – [i]5600[/i] РУБ.[b]- ГЕОРГИЙ ВИЦИН[/b] – [i]4370[/i] РУБ.[b]- САВЕЛИЙ КРАМАРОВ [/b]– [i]2400[/i] РУБ.[b]- РАДНЭР МУРАТОВ[/b] – [i]1912 [/i]РУБ.[b]- ОЛЕГ ВИДОВ[/b] – [i]1275[/i] РУБ.[b]- НАТАЛЬЯ ФАТЕЕВА [/b]– [i]725[/i] РУБ.[b]- НИКОЛАЙ ОЛЯЛИН[/b] – [i]73[/i] РУБ.[i][b]КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА[/b]- Туфель женский, пожалуйста... Размер 42, 43, 45![/i]- Лошадью ходи, век воли не видать![i]- Все! Кина не будет! Электричество кончилось![/i]- Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, буду керосинка покупать![i]- Пасть порву, моргалы выколю...[/i]- Караул, хулиганы зрения лишают!!![i]– Девушка, а девушка, а как вас зовут? – Таня. – А меня Федя! – Ну и дура![/i]- Украл, выпил – в тюрьму![i]- А в тюрьме сейчас ужин – макароны![/i]- Точно говорю – это таксист деньги украл! Мне его рожа сразу не понравилась![i]- Заметут нас, точно! Сидим тут, как три тополя на Плющихе![/i]- А это наш младший... научный сотрудник.[i]- Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности![/i]- Всю жизнь на лекарства работать будешь!!![i]- Вась, я ему давеча русским языком говорю – у меня насморк![/i]- Какой хороший цемент... Не отмывается совсем![i]- Этот нехороший человек мне батарею на ногу сбросил, падла![/i]- А бензин ослиной мочой кто разбавлял?[i]- Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи! Снег башка попадет.[/i]- Так это в Турции... Там тепло...[i]- О, обрили уже...[/i]- Такой хороший дэвушка, а отец – барыга, спекулянт.[i]- Вот он, пришел... нехороший человек![/i]- Карту купи, деревня![i]- Это тебе не мелочь по карманам тырить![/i]- Порезать бы вас всех, да возиться неохота.