Леонид Трушкин поставил на «Джокер»
[b]Леонид Трушкин, которого принято называть отцом российской антрепризы (его «Театр Антона Чехова» был едва ли не первым ростком антрепризы, буйно расцветшей в перестроечные годы), в начале этого сезона принял на себя руководство Театром на Малой Бронной. Театром, который в свое время познал и расцвет, и безвременье, а в его художественном архиве был и творческий взлет Анатолия Эфроса, и бойкие поделки Андрея Житинкина. И вот новый худрук предъявил публике свою первую работу на этом посту.[/b]Заняв второй пост (ибо «Театр Антона Чехова» он не покинул), Трушкин не стал менять стиль, в котором привык работать. Еще в начале своего пути он был жесток, предложив всем контракты и конкуренцию. Хочешь – получай много за каждую роль, которую, однако, можно ждать годами. Не хочешь – получай гарантированную маленькую ставку актера, даже если тебе предложили Гамлета. В любом случае – оцени себя и неси ответственность за свое решение. Бог весть, на какие условия согласился каждый из актеров труппы на Малой Бронной, но в первой премьере худрука играют сплошь приглашенные: Глеб Подгородинский из Малого, Олеся Судзиловская из Маяковки, Галина Петрова из «Современника», Борис Дьяченко из Пушкинского и Александр Усов, игравший в спектаклях Владимира Мирзоева и «Театральном товариществе» Олега Меньшикова. Результат «естественного отбора». Бессменный директор Илья Коган, обвинявший одного за другим бывших главных режиссеров Бронной в том, что те, мол, работают в основном «со своими», снова получил подобную ситуацию.Впрочем, публике вряд ли есть дело до внутрицеховых страстей. Компания собралась достойная.История – ой, какая волнующая и, главное, неизбитая – ну, разве что фильм по пьесе Франсуазы Саган «Счастье, нечет и пас» Роже Вадима кто-нибудь вспомнит.Правдоподобия в ней – кот наплакал, но пять пудов любви, опасной, как карточная игра, когда на кон поставлено все, – это уж будьте спокойны. Благо, о карточной игре и любовных безумствах Франсуаза Саган знала не понаслышке. Безалаберное, взбалмошное семейство, где мать (Галина Петрова) проигрывает в карты имение за имением, младший сын Игорь (Глеб Подгородинский) тоже проигрывает в карты, но выигрывает все дуэли, вызванные из-за ревности к жене, старший сын Владислав (Борис Дьяченко) тихо спивается от того, что списан из общества за любовь к гусару, а жена младшего сына Ангора (Олеся Судзиловская) мучается чувством вины от того, что когда-то чуть было не изменила любимому мужу, – словом, это семейство меньше всего похоже на дворянские семьи конца ХIХ века, как заявила писательница. Оно целиком рождено взбалмошной, дерзкой, наблюдательной и не особо последовательной, зато слишком женской фантазией.Однажды в этой семье появляется странный князь Владимир (Александр Усов) – молод, богат, хочет умереть, нарывается на дуэль с Игорем, влюбляется в его жену по-настоящему, стреляется с безвольным Владиславом, приглашает к себе погостить вконец промотавшееся семейство, цинично соблазняет Ангору, обыгрывает в карты ревнивца Игоря и обещает простить карточный долг за ночь с его женой. Не человек – загадка, сплошное противоречие. Джокер, который в колоде карт может заменить любую карту. «Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Но не ворвись этот джокер в привычный пасьянс ревности, унижения и цинизма, прикинувшегося лояльностью, не прозвучали бы те главные, те единственные слова, без которых задыхается любая женщина, – уж Франсуаза Саган это знает. Ангора даже вздрагивает, когда ее ревнивец муж, сам того не ведая, повторяет слова своего соперника, словно кто-то сверху продиктовал им основной урок.Дуэт умно и достойно растущего в профессии Глеба Подгородинского и обаятельного Александра Усова получился почти что дуэтом школы переживания и школы представления. Поставив на этих молодых и столь разных актеров, Трушкин по-быстрому обыграл злодейку-неудачу, которая так часто преследует этот театр. На «Русского Джокера» народ пойдет (хоть на премьеру и не до конца раскачались). А ведь это главное условие для антрепри… то есть репертуарного театра, не так ли?