Плавленый снег
[b]Помню, лет пятнадцать назад, будучи в командировке на Крайнем Севере, я несказанно удивился, когда увидел, как чукча-жена послала чукчу-мужа принести чан снега для того, чтобы его растопить и приготовить чай. Для городского жителя процесс плавки снега выглядел экзотическим, чуть ли не шаманским действом… Теперь для того, чтобы увидеть, как плавят снег, необязательно ехать в край вечной мерзлоты. Этим занимаются в столице, и не для личных целей, а для общественных, на благо города.[/b]Снегосплавные пункты – явление в России чисто московское. В других регионах снег можно вывезти за пределы города, у нас же за МКАДом начинается область, где свои законы, во-первых, и интенсивная застройка, во-вторых. Так что если бы не специальные пункты, куда вывозится столичный снег, то через пару дней жизнь в Москве оказалась бы парализована.Первые подобные пункты появились в Москве в 80-х годах. До этого снег просто сбрасывали в Москва-реку и Яузу. Просто, дешево, но небезобидно. Снег-то у нас не чета чукотскому, в нем предостаточно всяких веществ, причем все они исключительно вредные.На мой наивный и дилетантский вопрос о качестве воды, которая образуется после переработки снега (“А пить ее можно?”) начальник производственного управления по эксплуатации снегосплавных пунктов ГУП “Мосводоканал” Михаил Богомолов, саркастически улыбнувшись, ответил:– Не советую. После дробилки вода проходит через особые коллекторы и оттуда уже поступает в канализационные трубы. Так что и не удастся...Прервем объяснения Михаила Валерьевича и обратимся непосредственно к производственному процессу. Вначале специальная техника в городе убирает снег, скалывает лед и грузит все это в машины с надписью на переднем стекле “Вывоз снега”. Загрузившись “под завязку”, машины отправляются на снегосплавный пункт.В столице их 27, из них десять обслуживают Центральный округ, хотя не все находятся на его территории. Мы, репортеры “Вечерней Москвы”, например, оказались вне границ Центрального округа, когда посетили один из самых маленьких, недавно отстроенных снегосплавных пунктов, расположенных по адресу Шлюзовая набережная, 12, что недалеко от Павелецкого вокзала.Итак, груженые снегом машины – как правило, это солидные КамАЗы и МАЗы – отправляются к месту “приписки”. А здесь их уже ждут слесари, работающие непосредственно на пункте. На площадке – глубокая камера. Машины сгружают в нее снег. Дробилка его перемалывает. Затем вода поступает в коллектор, а песок и прочий мусор – в специальную яму, называемую песколовкой. Между прочим, дробилка – агрегат вовсе не простой. Во всяком случае, мощный. А иначе нельзя, ведь ей приходится перемалывать сколотый лед и всевозможные предметы, захваченные вместе со снегом. На наших глазах, словно шутя, были изрублены на мелкие кусочки с десяток пластиковых бутылок и обращены в пыль не меньше – стеклянных. Им в песколовке место.– На тысячу кубометров снега приходится 60–70 кубометров песка, то есть 6–7 процентов, – говорит Богомолов. – Его ведь на дорогах собирают, во дворах. С чего ему быть чистым?Как мы выяснили, на одну машину в принципе должно тратиться от трех до пяти минут, но фактически никто не задерживается больше минуты. Самое “горячее время” на снегосплавных пунктах – с 23.30 до 4 утра, ведь дороги в столице большей частью убираются по ночам.Конечно, без норм никуда. На данном пункте она – 2100 кубометров снега в сутки. Однако она перекрывается более чем вдвое: пункт перерабатывает от 4,5 до 5 тысяч кубометров снега. Или порядка 400 машин! Три раза в день на специальных совещаниях дается информация о погоде на ближайшие три дня. Допустим, если в среду ожидаются обильные осадки, значит в четверг и пятницу снегосплавные пункты будут работать с повышенной нагрузкой. А снежный покров в 10–15 миллиметров – это уже ЧП.Нынешней зимой спокойных денечков на пунктах почти и не было. С начала года с улиц столицы вывезено около 6 миллионов кубометров снега. Только наш маленький пункт в Замоскворечье переработал около 150 тысяч! Работают снегосплавные пункты круглосуточно. Смена по 12 часов. Средняя зарплата слесаря – около 9 тысяч рублей. Есть определенные социальные льготы. Ну, и обязательный летний отпуск, конечно, когда на пунктах идет текущий ремонт.Что касается отношения к снегопадам, тут оно отличается от обычного умиления или восторга. Снегопад для этих людей – это авралы и личная ответственность перед жителями огромного города. Но мне сказали, когда я поделился слухами о грозящих через неделю Москве метелях:– Нет проблем. И вывезем, и перетопим. Не впервой.