Соединить голоса и усилия
С [b]народной артисткой РСФСР Ларисой Анатольевной Лужиной [/b]мы познакомились на одном из торжеств «Единой России» – награждении победителей федерального конкурса «Наш город».Получить награду из рук любимой актрисы – вдвойне праздник. И Лариса Анатольевна не обиделась, когда кто-то из конкурсантов, видимо, от волнения назвал ее Татьяной – по имени ее героини телесериала «Любовь как любовь», с успехом идущего сейчас на телевидении.А всего Лариса Лужина снялась более чем в 60 фильмах. При этом она – актриса Государственного театра киноактера, четыре года посвятила педагогической деятельности в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования правительства Москвы, активно участвует в работе «Единой России», советник по культуре руководителя исполкома Московской организации партии «Единая Россия» Виктора Селиверстова.[b]Наша беседа началась с разговора о работе Ларисы Анатольевны в сериале «Любовь как любовь».[i]Семейные связи[/i]– Вы сыграли много разных характеров: от простых работниц до княгинь. А чем привлекла вас роль этой героини – Татьяны?[/b]– Наверное, в первую очередь, душевной теплотой. Это то, чего всем нам сегодня очень не хватает. Своим теплом Татьяна сплачивает большую непростую семью. Она готова дарить доброту всему миру. А вообще мне просто понравился сценарий фильма – там говорится о вечных, но, к сожалению, не всегда востребованных сегодня вещах: о честном имени человека, его достоинстве. Вот эти два начала – душевная теплота и человеческое достоинство – и делают нас людьми. Поэтому я с радостью снимаюсь в семейной саге «Любовь как любовь».[b]– Вашего мужа играет Сергей Никоненко. Наверное, войти в образ семейной пары вам с ним помогло то, что вы знакомы со студенческих лет?[/b]– Да, у нас во ВГИКе был замечательный курс Сергея Аполлинарьевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Мне повезло учиться с талантливыми, яркими людьми – Сережей Никоненко, Жанной Прохоренко, Евгением Жариковым, Николаем Губенко, Жанной Болотовой. Все они стали звездами экрана. И хотя мы нечасто виделись после окончания ВГИКа, но все эти годы поддерживали и поддерживаем дружеские отношения. И когда случилось так, что мы с Сережей Никоненко встретились на одном проекте, то оба обрадовались этому. У нас с ним даже общая гримерка, можно сказать, «семейная».[b]– До этого вы снимались вместе?[/b]– Я вас удивлю: в одной короткометражке Сережа сыграл роль… восьмилетнего ребенка моей героини.[b]– Вот как? Наверняка не обошлось без компьютерной графики…[/b]– Какая там графика… Дело-то было еще во время нашей учебы во ВГИКе, ни о каких компьютерах тогда никто и не слышал. А получилось так: с нами учился на режиссерском факультете студент из Албании, вот ему и понадобились для дипломной работы исполнители ролей матери и сына – несчастной женщины, просящей подаяние, и ее больного ребенка.Сережа был тогда худенький, маленького роста, плюс грим, плюс всякие киношные хитрости – и 20-летний Никоненко сыграл 8-летнего мальчика. Помню, по сюжету я надевала ему чулочки, натягивала на них резиночки… На просмотре весь наш курс покатывался со смеху, хотя сюжет короткометражки был трагический.Потом мы с Сережей поменялись ролями: в учебной инсценировке «Войны и мира» в институте он сыграл князя Болконского-старшего, а я – его дочь, княжну Марию. И вот теперь играем мужа с женой. Наконец-то наши киноотношения синхронизировались в смысле возраста (с улыбкой). Думаю, вы согласитесь со мной: в образ героя Сергей Никоненко привносит свое обаяние, юмор, мы импровизируем на съемочной площадке (хотя иногда нарываемся на замечания режиссера, если уж очень увлекаемся). Но самое главное – мы получаем удовольствие от совместной работы.[i][b]Она была в Париже…[/i]– Вам везло с партнерами в кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, Софья Пилявская, Владимир Высоцкий. Правда ли, что знаменитую песню «Она была в Париже» Высоцкий посвятил вам? Или это красивая легенда?[/b]– Что касается песни – правда. Мы вместе снимались в фильме «Вертикаль» Станислава Говорухина. А красивой легендой было то, что нас с Володей связывали романтические отношения. Но это не так. Мы просто сдружились. Признаюсь, песня Володи меня поначалу немного обидела. Мне показалось, что она – о легкомысленной, ветреной девушке. Но потом я поняла: это – тонкая, интеллигентная ирония. Даже не ирония, а скорее спрятанная улыбка… И перестала обижаться.[i][b]У фильма «На семи ветрах» был сиквел[/i]– Недавно я пересмотрел на DVD один из лучших фильмов 60-х годов с вашим участием – «На семи ветрах». Напомню сюжет нашим читателям: ваша героиня Света Ивашова ждет с войны любимого человека – Игоря. И у них своего рода пароль – когда тот вернется домой, то должен позвонить в дверь так: три коротких звонка и один длинный. И вот раздаются именно эти звонки, в глазах вашей героини вспыхивают надежда, радость, любовь… но в этот миг фильм заканчивается. Зритель так и не увидел возлюбленного Светы, о котором говорится на протяжении всего фильма… Если бы сегодня вам предложили сняться в продолжении фильма – согласились бы? Не разрушило бы это тайну, щемящую недоговоренность замечательной ленты Станислава Ростоцкого?[/b]– Трудно сказать… Возможно, загадочный, даже близкий к идеальному образ Игоря разрушился бы, если бы зритель увидел его, что называется, во плоти. Не знаю, не знаю, нужно ли это… А впрочем, я ведь в свое время сыграла в одной чехословацкой картине, которую можно считать своего рода сиквелом фильма «На семи ветрах». В 60-х годах в Праге, на студии «Баррандов» был снят телевизионный односерийный фильм, название которого переводится с чешского примерно так: «Останутся ли деревья зелеными?» У нас – ни на ТВ, ни в прокате – он, к сожалению, не шел. В том фильме похожая ситуация – как в «На семи ветрах». Главная героиня, медсестра (ее-то я и играла), ждала всю войну дорогого человека, музыканта военного оркестра. Но жизнь их разбросала, она думает, что он погиб. И вот через 30 лет после войны она приезжает из СССР в Чехословакию – и на пражской улице случайно встречает его. Он, оказывается, чудом остался жив! Но радость от встречи горчит: ведь прошло столько лет.За эти годы и он, и она обзавелись семьями, у каждого своя жизнь. И вот – один день, проведенный в Праге с ее готическими башенками и старинными узкими улочками, воспоминания, горькое, щемящее ощущение неслучившегося… Возможно, мою Свету Ивашову ждала именно такая участь.[i][b]Пощечина в трактире[/i]– В 1960–70-е годы вы много снимались за границей – в Чехословакии, Польше, ГДР. Какая из работ того времени вам особенно дорога?[/b]– На студии ДЕФА, у режиссера Иохаима Хюбнера – в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер», где я сыграла сразу две главные роли – матери и дочери.(Снимался там, кстати, и замечательный восточногерманский актер Отто Меллиес, известный у нас по роли Хельмута в «Семнадцати мгновениях весны».) Дочь-антифашистка продолжает дело матери после ее гибели. Фильм широко смотрели, насколько мне известно, не только в ГДР, но и в ФРГ – ведь телевизионный сигнал был доступен по обе стороны Берлинской стены.Во время съемок в ГДР со мной приключилась довольно рискованная история, которая едва не кончилась полицейским протоколом и международным скандалом. Не поверите, может быть, но в германской пивнушке я закатила оплеуху одному немолодому немцу.[b]– Однако! За что же ему досталось?[/b]– Дело было накануне Дня Победы. Мы с коллегой по фильму, молодым немецким артистом Клаусом Бамбергом (он играл моего жениха), сидели в небольшом уютном пивном трактире. Говорили о праздниках – 8 мая в ГДР тогда праздновали День независимости. В трактире стоял один большой общий стол наподобие деревенского. С одного боку от меня сидел Клаус, а с другого – пожилой (как мне тогда казалось) немец. Поначалу даже мы с этим моим соседом обменивались дежурными любезностями (все-таки праздник и в ГДР, и у нас грядет), как вдруг он, допив очередную рюмку шнапса, громогласно заявил всем присутствующим, что, будучи солдатом вермахта, воевал под Сталинградом и, мол, косил там русских из автомата налево и направо, а если сейчас будет такой приказ – готов все это повторить с большим удовольствием. При этом полупьяный фашистский вояка привстал и стал показывать жестами, как именно он стрелял из автомата. Я вспыхнула, не сдержалась, встала из-за стола и со всего размаха, с присущим молодости максимализмом, влепила своему соседу пощечину… Все оторопели. Рука хозяина заведения тянется в телефону. Клаус в шоке. Поколебавшись несколько мгновений, мы стремительно ретировались из этого трактира, не дожидаясь полиции…К счастью, все обошлось. А ведь могли быть большие неприятности: меня, например, могли отослать в Союз, снять с роли… Ведь, при желании, могли преподнести дело так: русская актриса устроила пьяную драку в трактире. Шутка ли!Но я нисколько не жалею об этом. Понимаете, я тогда не могла поступить иначе. Ведь я – дитя войны. Мои самые первые воспоминания связаны с войной, с блокадным Ленинградом, с бомбоубежищем, с голодом, с тем, как мы с сестренкой прятались во время воздушной тревоги под кровать: надежнее прикрытия мы себе не представляли. Мой отец был моряком, штурманом дальнего плавания. Во время войны он защищал Ленинград, был ранен, отправлен на лечение домой, где и умер от ран и истощения в 29 лет. От голода погибла позже и моя сестричка. Бабушку убило осколком во время артобстрела прямо на нашем дворе. Когда открылась Дорога жизни на Ладоге, нас с мамой эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области…Так что, понимаете, тема войны для меня – личная. И я очень болезненно реагирую на все, что как-то касается этого периода истории нашей страны и моей жизни.[i][b]Свети, свеча![/i]– Тревожные отголоски той войны доносятся и по сей день. Я имею в виду события вокруг попыток снести памятник Воину-освободителю в Таллине. Что это, как не проявление реваншизма? Недавно на митинге, организованном «Единой Россией», вы выступили очень эмоционально, призвав наше правительство, здоровые силы в Эстонии воспротивиться этому вандализму. Как вы расцениваете свое выступление – как речь политика или как крик души?[/b]– Конечно, я не политик. Но я – гражданин своей страны. Я – член партии «Единая Россия», в которую вступила совершенно искренне и осознанно. В то же время я – женщина. И именно тогда, когда я выступаю как женщина, становлюсь наиболее убедительной. В свое время я держала речь на другом мероприятии «Единой России» – против войны США в Ираке. Говорила о том, что политика – политикой, нефть – нефтью, но я не могу видеть, как гибнут ни в чем не повинные иракские дети.Вернемся к Эстонии. Все, что там происходит вокруг монумента Воину-освободителю, меня очень задевает. Я с уважением отношусь к эстонскому народу, во мне самой течет четвертинка эстонской крови – от дедушки, отца мамы. Я очень люблю Таллин, прожила в нем 17 лет, там начинала как актриса – в драмкружке, первая моя эпизодическая роль в кино была как раз на «Таллинфильме». Разве я могу промолчать, когда там затевается надругательство над нашей историей, над памятью о тех, кто защитил мир от фашизма? Недавно, будучи в столице Эстонии, я пришла к этому памятнику и увидела: он в очередной раз облит красной краской.Власти в тот день не разрешили людям провести молебен по павшим воинам, не дали зажечь Вечный огонь, который был привезен из Санкт-Петербурга. Тогда пришедшие к памятнику – и русские, и эстонцы, и люди других национальностей – зажгли свечки и воткнули их прямо в землю, рядом с памятником. Был вечер, и около монумента горели сотни огоньков… Мы, как могли, выразили свой протест вандалам и почтили память павших.А на московском митинге, организованном «Единой Россией» у памятника маршалу Жукову, я говорила о том, что для меня памятник Неизвестному солдату – это прежде всего памятник моему отцу. Я ведь не знаю, где он похоронен.[b]ФИЛЬМОГРАФИЯ[/b][i]В дождь и в солнце ([b]1959[/b])Незваные гости ([b]1959[/b])Человек не сдается ([b]1960[/b])Приключения Кроша ([b]1961[/b])Человек идет за солнцем ([b]1961[/b])На семи ветрах ([b]1962[/b])Тишина ([b]1963[/b])Штрафной удар ([b]1963[/b])Большая руда ([b]1964[/b])Доктор Шлюттер ([b]1965[/b])Вертикаль ([b]1966[/b])Нет и да ([b]1966[/b])Любовь Серафима Фролова ([b]1968[/b])Главный свидетель ([b]1969[/b])Золото ([b]1969[/b])Путина ([b]1971[/b])Гонщики ([b]1972[/b])Жизнь на грешной земле ([b]1973[/b])Исполнение желаний ([b]1973[/b])Кыш и Двапортфеля ([b]1974[/b])Небо со мной ([b]1974[/b])Совесть ([b]1974[/b])Роса ([b]1975[/b])Ярослав Домбровский ([b]1975[/b])Жить по-своему ([b]1976[/b])Так начиналась легенда ([b]1976[/b])72 градуса ниже нуля ([b]1976[/b])Долг ([b]1977[/b])Четвертая высота ([b]1977[/b])Самый красивый конь ([b]1977[/b])Встреча в конце зимы ([b]1978[/b])Расмус-бродяга ([b]1978[/b])Встречи ([b]1978[/b])С любимыми не расставайтесь ([b]1979[/b])Сыщик ([b]1979[/b])Год активного солнца ([b]1982[/b])Срок давности ([b]1983[/b])Хроника одного лета ([b]1984[/b])Внимание! Всем постам... ([b]1985[/b])Железное поле ([b]1986[/b])Тайны мадам Вонг ([b]1986[/b])Непредвиденные визиты ([b]1992[/b])Трактористы II ([b]1992[/b])Виновата ли я... ([b]1992[/b])Цена сокровищ ([b]1992[/b])Петербургские тайны ([b]1994–1995[/b])Тихий ангел пролетел... ([b]1995[/b])Курортный роман. Перекресток судьбы ([b]2001[/b])Светские хроники ([b]ТВ-сериал[/b]) ([b]2002[/b])О любви в любую погоду ([b]2004[/b])Амапола ([b]2004[/b])Казус Кукоцкого ([b]ТВ-сериал[/b]) ([b]2005[/b])Юнкера ([b]ТВ-сериал[/b]) ([b]2006[/b])Любовь как любовь ([b]ТВ-сериал[/b]) ([b]2006–2007[/b])[/i]