Педагогическая сюита
[i][b]«Наши образовательные учреждения я бы назвала ищущими».[/i] Татьяна Потяева, депутат Мосгордумы, заместитель председателя комиссии МГД по науке и образованию[/b]В московских школах не хватает литераторов, физкультурников, химиков. Но больше всего вакансий учителей иностранного языка. Недавно правительство Москвы приняло распоряжение о поддержке преподавателей-«иностранцев». Скоро их ставки будут увеличены вдвое. Эта новость вызвала волнение в рядах педагогической общественности: ведь остальным предметникам такой рост зарплаты не обещают.О том, почему городские власти собираются так «поощрить» учителей иностранного языка, а также о проблемах и успехах столичного образования корреспондент «Вечерки» побеседовала с [b]заместителем председателя Комиссии по науке и образованию Мосгордумы, депутатом от фракции «Единая Россия» Татьяной ПОТЯЕВОЙ[/b].– Самая главная проблема московского образования – это подготовка молодых педагогических кадров, – считает Татьяна Потяева. – Средний возраст учителей в школах составляет 45–55 лет. Не всегда эти люди готовы использовать в своей работе новые программы, изучать компьютерные технологии. Зачастую они считают, что доски, мела и хорошего учебника вполне достаточно для освоения материала. Но в современных условиях вести образовательный процесс без привлечения информационных технологий практически невозможно.[b]– Как же привлечь в школу молодых педагогов?[/b]– Московское правительство, Департамент образования столицы делают для этого очень много. Тот, кто окончил институт с красным дипломом, получает 50-процентную надбавку от тарифной ставки в течение трех лет работы, ему оплачивают проезд от дома до работы. В год эта сумма составляет 20 тысяч рублей. Но все равно молодежь мало идет в школу. И знаете, почему? Трудное это дело – учить детей. Помимо проведения уроков нужно к ним готовиться, проверять тетради, вести внеклассную работу. Получается, в восемь часов утра в школу зашел и, пока все сделал, не раньше шести-семи вечера из нее вышел.[b]– Может быть, изменит ситуацию «квартирный вопрос»?[/b]– Это тоже делается. Во всех округах города строятся педагогические дома, в которых квартиры получают учителя и воспитатели детских садов, принята городская целевая программа «Молодой семье – доступное жилье». Надеюсь, результаты этих принятых мер мы увидим в ближайшее время.[b]– А сколько сегодня получают московские учителя?[/b]– Средняя зарплата в столице от 10 до 15 тысяч рублей. Сюда входят деньги за классное руководство, ведение кружков дополнительного образования. Если учитель имеет полторы-две ставки, его зарплата еще выше.[b]– Несколько лет назад Департамент образования принял решение во всех школах города ввести обучение иностранному языку со второго класса. Главным тормозом в решении этой задачи стала нехватка педагогов иностранного языка. Сегодня эта проблема решена?[/b]– Пока нет. Более того, правительством столицы принято постановление, где говорится, что в группах по изучению иностранного языка должно быть не более восьми человек. Это прекрасно. Чем меньше группа, тем больше педагог может дать ученикам. Но мы посчитали, что для выполнения правительственного решения учебным заведениям потребуется дополнительно пять тысяч учителей. Где их взять?[b]– Что на этот счет говорится в постановлении?[/b]– Там сказано, нужно искать резервы, то есть переучивать, например, преподавателей начальных классов на «англичан» или «французов». Почему речь идет об учителях начальных классов? Потому что у них не очень большая нагрузка и они вполне могут преподавать своим ученикам основы иностранного языка. Также в постановлении предусмотрено, что учителя иностранного языка станут получать двойную зарплату по тарифной сетке. Если сейчас учитель английского языка, имея 12-й разряд, получает 10 тысяч рублей в месяц, то согласно постановлению он будет получать 20 тысяч рублей.[b]– Деньги на это заложены в городской бюджет?[/b]– Вопрос не в деньгах. Их найдут. Меня в данной ситуации больше волнует кадровый вопрос. Посещая различные образовательные учреждения, я вижу, какое недовольство вызывает данное постановление. Учителя русского языка, математики, да и почти всех остальных предметов возмущаются, почему им не обещают такого повышения зарплат, ведь работают-то они с целыми классами, не деля их на группы? Назревающий конфликт нужно срочно решать. Этим мы собираемся в ближайшее время заняться на заседании Комиссии по науке и образованию.[b]– Помимо традиционных иностранных языков – английского, французского, немецкого, испанского, – какие еще иностранные языки преподаются в московских школах?[/b]– В следующем учебном году в каждом округе столицы откроется школа с углубленным изучением японского языка. Уже работает несколько образовательных учреждений, где преподают китайский язык. Также есть школы с национальным компонентом, в которых дети изучают языки стран СНГ и Балтии, турецкий, корейский языки.[b]– Сегодня много говорят о том, что наша система образования должна быть интегрирована в международную. А что, на ваш взгляд, необходимо для того, чтобы российский школьный аттестат признавался за рубежом?[/b]– Надо внедрять в нашу систему образования элементы западных систем. Должны быть единые критерии оценки знаний, единые тестовые задания. Конечно, российское образование – одно из лучших в мире. Но кое-чему у иностранцев я бы поучилась.Например, в европейских школах большое внимание уделяется эстетическому воспитанию, живописи, музыке, хоровому пению. Эти предметы включены в программу обязательных уроков. У нас же на рисование в школе отводится один час в неделю, на музыку тоже. В результате мы имеем подростков, которые не знают классических художников, композиторов. Культурный человек вовсе не обязан любить Моцарта или Шопена, но знать их обязан.[b]– В прошлом году по инициативе президента России в стране впервые прошел конкурс инновационных школ и учителей. В Москве президентские гранты получили 118 учебных заведений и 398 педагогов. Еще столько же школ и учителей соразмерными по сумме грантами наградило московское правительство. В этом году конкурс продолжится?[/b]– Обязательно. Я уже получила приглашение из Департамента образования Москвы на первое заседание Совета по национальным проектам в области образования.Наши образовательные учреждения я бы назвала «ищущими». Они активно внедряют новые обучающие программы, создают вместе с вузами единые образовательные комплексы, привлекают к ведению семинаров и коллоквиумов преподавателей из институтов. Конечно, хорошо, что в городе каждый год строится более десяти новых и модернизируется более двадцати старых школьных зданий. Многие из них создаются по индивидуальным проектам. Там большие спортивные залы, бассейны, кабинеты оснащены современным компьютерным оборудованием, есть выход в Интернет и локальная информационная сеть.[b]– С января 2007 года столичные школы перешли на нормативно-подушевое финансирование…[/b]– Этот переход пока не завершен. Пока не все образовательные учреждения имеют собственный расчетный счет, на который могут поступать деньги. Не у всех есть квалифицированные бухгалтера. Но процесс идет. Вообще предложение ввести нормативно-подушевое финансирование, при котором сумма денег, получаемая московской школой из бюджета, будет зависеть от количества обучающихся, мне кажется правильным. Такое финансирование заставит учреждения образования конкурировать друг с другом, внедрять интересные программы для привлечения большего количества учеников. И, соответственно, получения большего количества бюджетных денег.[b]– Слышала, что во многих столичных школах стали регулярно проходить уроки доброты. Что это за программа?[/b]– Московские власти ведут большую работу по интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в обычную школу. В некоторых школьных зданиях, которые строятся в последние годы, предусмотрены широкие пандусы и даже лифты для детей-колясочников. Чтобы воспитать у детей и подростков чувство заботы об инвалидах, в классах и проводятся уроки доброты. На них ученикам рассказывают, как и почему надо помогать людям с ограниченными физическими возможностями.[b]– Какие вопросы на своих ближайших заседаниях собирается обсуждать Комиссия по науке и образованию Московской городской думы?[/b]– У нас на повестке дня три проблемы. Первая – это сохранение помещений негосударственных образовательных учреждений. Таковых в Москве около 150. Большая часть из них не имеет собственных площадей и арендует их у бывших детских садов.После выхода правительственного постановления о передаче зданий ведомственных детских садов в систему московского образования негосударственным школам сначала пообещали, что их трогать не будут, поскольку они ведут образовательную деятельность. Сейчас же многие из них получили уведомления, что на следующий год договор аренды с ними не продлят. Представляете, несколько тысяч детей и подростков окажутся на улице? И им придется искать место в других школах. Вторая проблема, которую мы собираемся обсуждать, – сохранение здоровья детей. К началу следующего года Департамент образования совместно с Департаментом здравоохранения должны разработать паспорт здоровья ребенка. У каждого из ведомств есть проекты подобных документов, но договориться и создать единый паспорт здоровья они пока не могут. И третий вопрос, стоящий на повестке дня нашей комиссии, – создание наукограда на ВВЦ, технорамы в Сокольниках и возрождение Музея космонавтики. Проекты прекрасные, но меня волнует вопрос: сколько будет стоить вход в наукоград? Если цену билета приравняют к цене билета на один из аттракционов в Парке имени Горького, то вряд ли школьники смогут туда ходить регулярно. Пока ясности со стоимостью билета в наукоград нет. С технорамой и музеем космонавтики все проще – это будут государственные проекты.