Перестанем «шуршать» на чердаках и в подвалах!
[b]Более 7 миллионов квадратных метров нежилых помещений планируется возвести в городе в ближайшие годы.[/b]– В связи с реформой жилищно-коммунального хозяйства все нежилые помещения, которые находятся в жилых домах, должны быть переданы товариществам собственников жилья (ТСЖ) по определенной программе, которую необходимо разработать.Так завершил вчера мэр Москвы Юрий Лужков долгое и напряженное обсуждение правительством вопроса о реновации объектов нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, по итогам 2004–2006 годов и задачах на 2007 год. Поскольку больше 50 процентов подвалов и чердаков пригодны, пожалуй, только для проживания домовых и находятся в ветхости, Лужков предложил не доставлять неудобства москвичам арендой нежилых помещений различными коммерческими структурами, а построить в ближайшие годы примерно 7 миллионов квадратных метров новых нежилых помещений.Сегодня представители малого бизнеса готовы взять в аренду примерно 4,3 миллиона квадратных метров жилья. Удается заполучить лишь около 40 тысяч квадратных метров. Почему?– Неиспользование нежилого фонда, неисполнение постановлений правительства в этом секторе экономики не является природным явлением, – считает Игорь Антонов, председатель бюджетно-финансовой комиссии, депутат МГД от партии «Единая Россия». – Лишь 27 процентов нежилых помещений в городе находятся в хорошем состоянии. К остальным надо подходить с большой осторожностью.Чтобы коммерсанты содержали арендованные площади в хорошем состоянии, ремонтировали их, надо создать четкие условия аренды, возмещения средств, потраченных на ремонт, ускорить оформление документов, сократив срок бумажной работы с 29 до 2–3 месяцев. И еще – максимально отдалить от принятия решения чиновников различных уровней. Для чего необходима стройная система работы с арендаторами.Вопрос реновации (предпродажного ремонта) нежилых помещений для представителей малого бизнеса возник не случайно – программа 2004–2006 годов, как признал руководитель Департамента имущества Москвы Владимир Силкин, не выполнена. Запланировали отремонтировать и пустить в делобольше 168 тысяч квадратных метров нежилых помещений на 115 объектах, а осилили лишь 24 тыс. кв. м на 23 объектах. Остальные находятся в стадии проектировки или конкурсов по подбору заказчиков да подрядчиков. Поэтому, как выразился мэр, «эта часть дела в городе не выглядит даже нормально».В топтании на месте важного дела, находившегося под присмотром окружных префектур (правительство в эту часть экономики города принципиально не вмешивалось), как всегда, оказались виноваты местные чиновники. Ими неимоверно – до 22–25 месяцев – затянуты сроки оформления предпроектной документации. Дело тормозил отрицательный опыт вовлечения в реновацию нежилых помещений, расположенных в технических подпольях и цокольных этажах жилых зданий.Мешала ему неучтенная разница между бюджетными средствами, направляемыми на реновацию, и расчетом арендной платы (особенно в окраинных округах). Сказалась и невозможность полноценного использования нежилых помещений в жилых домах из-за многочисленных нареканий москвичей, проживающих в этих зданиях.Сейчас правительство предлагает оставить в покое чердаки и подвалы, оставив их жильцам и владельцам всяких антресолей из числа художественной богемы. Лучше осваивать нежилые помещения, стоящие отдельно от жилья. Для этого необходимо ускорить сроки оформления бумаг, сократив их до 2–3 месяцев.Нужно создать прозрачные отношения между властью и коммерсантами. Суть их проста. Ремонт помещений, считает Юрий Лужков, должен проходить по конвейеру: проектная документация–прохождение ее в Мосэкспертизе–контроль за выполнением работ. Коммерсант, пожелавший за свой счет отремонтировать арендованное помещение, должен четко знать, что ему будет за это – или автоматически продлят аренду на определенный срок, или снизят стоимость аренды на сумму, затраченную им на ремонт помещения. Выбор за ним. Деньги, полученные от аренды нежилого помещения, прошедшего через реновацию, должны поступать в городской бюджет «окрашенными». То есть использоваться для реновации новых объектов, а не растворяться среди других статей дохода, как это происходит сейчас. Тогда спокойно заживут и коммерсанты, и «домовые», а в Москве уменьшится количество «нехороших» квартир.