Ему не больно
[b]В этой картине отказались сниматься все более-менее известные артисты. Причем не признавались, почему. Когда «Груз-200» показали на московском кинорынке, все стало ясно. Сразу скажем – идите на сеанс (если, конечно, фильм выйдет в прокат) с гигиеническим пакетом. Пригодится.[/b]Бедные прокатчики как один окаменели, когда в зале зажегся свет. Дар речи к ним вернулся спустя минут десять. И первое желание было (прав один мой коллега) – хряпнуть стакан водки, не закусывая. А лучше – два. И забыть увиденное навсегда.Боюсь, что не получится. Потому что сделан этот кошмар талантливо. А «антивоенное» название – маскировка этой провокационной акции, как сказали бы следователи, с особым цинизмом.Пока продюсер Сельянов может надеяться на прокат максимум 50 копий. И – гордиться, что «Груз-200» – первый российский «полочный» фильм. И – готовить ложку для снятия сливок на международных кинофестивалях, где обожают видеть нашу родину (СССР или Россию – без разницы) в образе убогой уродины. Для начала – фильм уже заявлен в конкурсе «Кинотавра-2007.Итак, 1984 год, вымышленный город Ленинск, чадящий трубами реального Череповца. 17-летняя дочка секретаря райкома (отважная Агния Кузнецова) убегает на дискотеку, на которой встречает негодяя в майке СССР, видимо фарцовщика и в будущем – кооперативщика. Подбив ее на приключения, он увозит девушку за выпивкой на дальний хутор, где судьба сводит совершенно разных людей. Помимо нашей парочки, это мрачный хозяин, которого играет Алексей Серебряков.Его то ли подруга, то ли жена – сумрачная Антонина. Интеллигентного вида очкастый профессор научного коммунизма из Питера, приехавший навестить мать и брата. Наконец, нечто молчаливое и невзрачное, которое оказывается главным действующим лицом – милиционером, маньяком и импотентом в одном флаконе (Алексей Полуян).Не будем пересказывать ход событий, достойный отдельной колонки в криминальной хронике. Балабанов, старательный бытописатель уродов всех мастей, сладострастно вышивает историю изнасилования с некрофилическим оттенком, детали которого трудно пересказать. Под лирическую музыку «Ариэля», «Землян», «Кино» и Юрия Лозы с его знаменитым «Плотом», на фоне ободранных обоев, бутылок водки, раскуроченных полов и телемасок Брежнева, Андропова, Черненко….Монстр-милиционер здесь – символ власти в ее отвратительном аспекте. Говорят, режиссер сам серьезно когда-то пострадал от произвола «оборотней в погонах». Ответ вынашивал аж с конца прошлого века. И наконец-то отомстил, выпустив наружу все свои комплексы-обидки стране, в которой вырос.Конечно, Балабанов – талантливый человек. Хоть и навсегда травмированный советской властью. Но тем и страшнее. Он совершенно не любит людей. Ни жертв, ни мучителей, ни наблюдателей… Его холодность сквозит в каждом кадре. А чернушные наблюдения, лишенные сострадания, опоздали, по меньшей мере, лет на пятнадцать.Дальше – просто тупик. Легко объясняться в ненависти тому, кто уже ушел. По большому счету – системе, которая его и родила. Не очень-то это по-мужски.